Ресурсный центр раннего вмешательства

На базе УЗ «19-я городская детская поликлиника г. Минска» с 2002 года работает Ресурсный центр раннего вмешательства для детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) г. Минска, оказывает помощь детям и их семьям Первомайского района г. Минска, консультативную помощь и проведение дополнительной углубленной диагностики для детей, имеющих выраженные нарушения развития, и их семьям из других районов г. Минска (по предварительному согласованию заведующего Ресурсного Центра раннего вмешательства и заведующего Центра раннего вмешательства из другого района г. Минска)


Ранние годы жизни малыша являются важнейшими для профилактики болезней, содействия когнитивному, социальному и эмоциональному развитию, сокращения социального неравенства. В этот период мозг ребенка обладает наивысшим уровнем пластичности, т.е. возможностью к восстановлению и изменениям. На то, как быстро будет протекать восстановление, влияют:

  • сроки начала работы с малышом;
  • комплексность этой работы;
  • наличие у малыша возможности взаимодействовать с окружающими близкими людьми.

Всё это свидетельствует в пользу того, что родители должны обращаться в Центр раннего вмешательства (далее – ЦРВ) как можно скорее и при малейших опасениях.

Помощь в центре оказывается бесплатно.


В наш ЦРВ могут обращаться семьи для:

  • междисциплинарной оценки уровня развития ребенка;
  • получения консультаций по вопросам воспитания, развития ребенка;
  • получения помощи специалистов при наличии у ребенка нарушений развития – в виде углубленной диагностики проблемных областей развития, совместного планирования и реализации индивидуальной программы раннего вмешательства;
  • получения психологической и информационной помощи и поддержки в кризисной ситуации.

В первую очередь в ЦРВ ждут семьи с детьми до трех лет:

  • с подозрениями на задержки в развитии;
  • имеющими диагностированное отставание в развитии;
  • с врожденной патологией;
  • родившимися раньше срока;
  • родившимися с малой массой тела;
  • прооперированными после рождения;
  • имеющими серьезные изменения в поведении, избирательность контакта, нарушения в эмоциональной сфере.

Сотрудники Центра раннего вмешательства – это специалисты разных профилей, которые работают командой для достижения наилучших результатов.

ПРИЗНАКИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

подробнее...

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

подробнее...

Принципы работы ЦРВ

  • Междисциплинарность. В команде ЦРВ есть различные специалисты, чтобы оказывать комплексную помощь в одном месте.
  • Ориентированность на семью. При формировании программы работы с малышом принимается во внимание потребность и возможности семьи. Кроме того, в реализации программы должна участвовать вся семья.
  • Развитие ребенка в естественной среде. Помощь для ребенка в максимально возможной степени реализуется в обычной для него среде, которая обеспечивает ежедневный опыт, а также успешную коммуникацию с близкими людьми. Обучение в естественной среде максимально гарантирует приобретение ребенком тех навыков, которые ему необходимы в повседневной жизни.
  • Использование научно обоснованных методов и подходов. На всех этапах оказания помощи ребенку и семьи используются подходы и методы, имеющие доказательную основу.

*В Беларуси Центры раннего вмешательства появились в ходе реорганизации кабинетов раннего вмешательства в Национальную систему раннего вмешательства, которая осуществлялась под эгидой Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в партнерстве с Министерством здравоохранения Республики Беларусь и при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации.

 

Первичный прием, осуществляемый командой специалистов, во время которого проводится оценка развития ребенка, выявляются проблемы в функционировании, определяются факторы, оказывающие влияние на развитие ребенка.

Первичный прием осуществляется двумя специалистами разных профилей. На первичном приеме проводится первичная оценка развития ребенка, выявляются проблемы в функционировании ребенка в повседневной жизни и факторы, оказывающие влияние на развитие ребенка.

Основные цели первичного приема:

  • проведение скрининга развития детей;
  • определение потребности детей и их семей (законных представителей) в углубленной диагностике в системе междисциплинарной помощи в центре
  • консультирование семей (законных представителей) по вопросам развития и воспитания детей.

Первичный прием проводится по предварительной записи, которая осуществляется членами семьи ребенка при их личном посещении регистратуры Центра раннего вмешательства или по телефону. Поводом для обращения в Центр раннего вмешательства могут служить направление врача, логопеда, психолога. В центр раннего вмешательства при наличии жалоб и тревог о развитии ребенка семья может обратиться самостоятельно.

Продолжительность первичного приема составляет около 40 минут – 1 часа.

На первичном приеме специалисты беседуют с родителями, уточняют их жалобы и запрос, знакомятся с историей жизни и развития малыша, изучают представленную медицинскую документацию.

Перед посещением Центра раннего вмешательства родители заполняют русифицированные шкалы-опросники для родителей KID-R и RCDI-2000. (Скачать: файл 1файл 2файл 3файл 4)

Сотрудники Центра раннего вмешательства при проведении первичного приема наблюдают за поведением ребенка, его двигательной активностью, общением и игрой, взаимодействием малыша с родителями.

В ходе приема специалисты проводят простые скрининговые пробы, направленные на выявление нарушений слуха и зрения у ребенка.

На первичном приеме в центре раннего вмешательства проводится также скрининговая оценка уровня развития с использованием стандартизированных нормативно-ориентированных шкал. В нашем центре раннего вмешательства используются русифицированные шкалы-опросники для родителей KID-R и RCDI-2000.

Опросники данных шкал описывают разнообразные типичные формы поведения детей первых лет жизни. Их заполняют родители ребенка или другие ухаживающие взрослые, для этого специальных знаний не требуется. Данные шкалы весьма удобны для проведения скрининга развития, поскольку родители заполняют опросники дома, наблюдая за поведением ребенка, а компьютерная обработка результатов проводится до начала первичного приема.

Шкала KID-R – это русифицированная версия Кентской шкалы оценки развития младенцев (Kent Infant Development Scale; KID Scale). Она разработана группой сотрудников Кентского университета (США) под руководством профессора Ж. Рейтер; содержит 252 пункта о развитии ребенка в возрасте от 2 до 16 месяцев. Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 5 областей (6 пунктов отнесены одновременно к 2 областям): когнитивная – 52 пункта, движения – 78 пунктов, язык/речь – 38, самообслуживание – 39, социальная – 51 пункт.

Шкала RCDI – это адаптированный к условиям России вариант шкалы оценки развития ребенка (Child Development Inventory; CDI), разработанной доктором Г. Айртоном (Миннеаполис, США). Шкала представляет собой опросник, состоящий из 216 пунктов. Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 6 областей (5 пунктов отнесены одновременно к 2 областям): социальная – 40 пунктов, самообслуживание – 40, крупные движения – 30, тонкие

движения – 30, развитие речи – 41 пункт, понимание языка – 40 пунктов.

  • Индивидуальные и групповые занятияна которых родители обучаются стимулирующим методам для развития ребенка в проблемных областях, а также приемам повседневного ухода и организации развивающих занятий в домашних условиях на предстоящий период;
  • Консультациидля профилактики возникновения серьезных проблем в развитии ребенка, на которых родителям предоставляется информация по конкретному вопросу. Специалисты знакомят семью с различными способами решения проблем, чтобы в будущем родители могли самостоятельно с ними справиться и иметь представление, как поступить.

Первичный прием, осуществляемый командой специалистов, во время которого проводится оценка развития ребенка, выявляются проблемы в функционировании, определяются факторы, оказывающие влияние на развитие ребенка.

Первичный прием осуществляется двумя специалистами разных профилей. На первичном приеме проводится первичная оценка развития ребенка, выявляются проблемы в функционировании ребенка в повседневной жизни и факторы, оказывающие влияние на развитие ребенка.

Основные цели первичного приема:

  • проведение скрининга развития детей;
  • определение потребности детей и их семей (законных представителей) в углубленной диагностике в системе междисциплинарной помощи в центре
  • консультирование семей (законных представителей) по вопросам развития и воспитания детей.

Первичный прием проводится по предварительной записи, которая осуществляется членами семьи ребенка при их личном посещении регистратуры Центра раннего вмешательства или по телефону. Поводом для обращения в Центр раннего вмешательства могут служить направление врача, логопеда, психолога. В центр раннего вмешательства при наличии жалоб и тревог о развитии ребенка семья может обратиться самостоятельно.

Продолжительность первичного приема составляет около 40 минут – 1 часа.

На первичном приеме специалисты беседуют с родителями, уточняют их жалобы и запрос, знакомятся с историей жизни и развития малыша, изучают представленную медицинскую документацию.


Перед посещением Центра раннего вмешательства родители заполняют русифицированные шкалы-опросники для родителей KID-R и RCDI-2000

Скачать: файл 1файл 2файл 3файл 4.


Сотрудники Центра раннего вмешательства при проведении первичного приема наблюдают за поведением ребенка, его двигательной активностью, общением и игрой, взаимодействием малыша с родителями.

В ходе приема специалисты проводят простые скрининговые пробы, направленные на выявление нарушений слуха и зрения у ребенка.

На первичном приеме в центре раннего вмешательства проводится также скрининговая оценка уровня развития с использованием стандартизированных нормативно-ориентированных шкал. В нашем центре раннего вмешательства используются русифицированные шкалы-опросники для родителей KID-R и RCDI-2000.

Опросники данных шкал описывают разнообразные типичные формы поведения детей первых лет жизни. Их заполняют родители ребенка или другие ухаживающие взрослые, для этого специальных знаний не требуется. Данные шкалы весьма удобны для проведения скрининга развития, поскольку родители заполняют опросники дома, наблюдая за поведением ребенка, а компьютерная обработка результатов проводится до начала первичного приема.

Шкала KID-R – это русифицированная версия Кентской шкалы оценки развития младенцев (Kent Infant Development Scale; KID Scale). Она разработана группой сотрудников Кентского университета (США) под руководством профессора Ж. Рейтер; содержит 252 пункта о развитии ребенка в возрасте от 2 до 16 месяцев. Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 5 областей (6 пунктов отнесены одновременно к 2 областям): когнитивная – 52 пункта, движения – 78 пунктов, язык/речь – 38, самообслуживание – 39, социальная – 51 пункт.

Шкала RCDI – это адаптированный к условиям России вариант шкалы оценки развития ребенка (Child Development Inventory; CDI), разработанной доктором Г. Айртоном (Миннеаполис, США). Шкала представляет собой опросник, состоящий из 216 пунктов. Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 6 областей (5 пунктов отнесены одновременно к 2 областям): социальная – 40 пунктов, самообслуживание – 40, крупные движения – 30, тонкие

движения – 30, развитие речи – 41 пункт, понимание языка – 40 пунктов.

Наша мультидисциплинарная команда:

Аксюченко Екатерина Ивановна, врач-педиатр (заведующий Ресурсным Центром раннего вмешательства)

 

 

 

 

 

 

 

 

Доронина Октябрина Вениаминовна, учитель-дефектолог (учитель-логопед)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чипурко Светлана Александровна, учитель-дефектолог (учитель-логопед)

 

 

 

 

 

 

 

 

Ничкасова Алина Анатольевна, психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шоба Юлия Анатольевна, психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Попкова Ирина Эдуардовна , медицинский регистратор

Обратиться в Центр раннего вмешательства можно по направлению специалистов (педиатра, реабилитолога, невролога, логопеда, психоневролога и др.) или самостоятельно.

Помощь в Центре оказывается бесплатно.

Наши контакты:

Приемы в Центре раннего вмешательства проводятся по адресу: ул. Кедышко, д.11.

Телефоны регистратуры Центра раннего вмешательства:

  • +375 33 670-74-97
  • +375 17 348-25-33

Режим работы (запись на прием и выдача анкет):

  • понедельник – с 12.00 до 19.00;
  • вторник – с 8.00 до 15.30;
  • среда – с 8.00 до 15.30;
  • четверг – с 8.00 до 15.30;
  • пятница – с 8.00 до 15.30.

Скачать шкалы KID-R и RCDI можно здесь (файл 1файл 2файл 3файл 4).

Галерея

поделиться в: