ПРОФИЛАКТИКА ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ У ДЕТЕЙ

Наиболее часто встречаемые причины зубочелюстных аномалий закладываются в раннем детстве, в возрасте до 6 лет. В этот период необходимо не допустить появления вредных привычек: сосание большого пальца, подсасывание нижней губы и др.; парафункции мышц: прокладывание языка между зубами, неправильное глотание и др.

Часто вредные привычки и нарушение функций сочетаются друг с другом (например, сосание большого пальца руки, неправильное глотание и ротовое дыхание). Иногда после устранения одной вредной привычки появляется другая. Так, после длительного сосания соски дети начинают сосать язык, губу, угол одеяла.

Ребенок рождается с безусловным рефлексом сосания. На 2-4 сутки закрепляются условные рефлексы сосания и его активность постепенно возрастает. Грудное вскармливание способствует тренировке круговой мышцы рта, мышц щек и языка у ребенка. При грудном вскармливании формируется правильное носовое дыхание. Если возникает необходимость перевести ребенка на искусственное вскармливание, следует следить за тем, чтобы отверстие у соски не было слишком большим. Когда в соске на бутылочке большое отверстие, ребенок насыщается быстро, но мышцы останутся недостаточно нагружены и остаточный сосательный рефлекс требует дополнительной нагрузки.

Мамы дают детям в возрасте до 2 лет сосать пустышки. Так ребенок лучше успокаивается и засыпает. Стандартная пустышка формирует у ребенка неправильное положение языка - он располагается под соской, а должен находиться в верхнем положении. Пустышки с анатомической формой тоже не решают проблему на 100%. Важно следить за тем, чтобы ребенок сосал пустышку как можно реже. После засыпания следует вынимать пустышку изо рта.

К 1-1,5 годам жизни функция сосания постепенно угасает, и с достижением этого возраста следует отучать ребенка от соски. У отдельных ослабленных детей, чаще лишенных материнского тепла, угасание функции сосания задерживается до 3 лет или не происходит. В связи с этим сосание превращается во вредную привычку и не зависит от чувства голода.

Нередко после отнятия соски ребенок, чтобы заснуть, начинает сосать свой большой палец или край подушки. При возникновении этой вредной привычки имеют значение нервное напряжение, эмоциональное беспокойство. Наличие этой вредной привычки приводит к нарушению роста челюстей, передние зубы начинают выступать вперед, между ними появляются промежутки. Выступание верхних резцов затрудняет смыкание губ и способствует ротовому дыханию. Если у ребенка вредная привычка устранена до 3 лет, то возможна саморегуляция аномалий прикуса, которые она вызвала. Действие вредной привычки после 5 лет способствует закреплению и прогрессированию аномалий.

Ротовое дыхание является одной из важнейших причин аномалий прикуса. При ротовом дыхании язык опускается вниз и перестает компенсировать давление, оказываемое на зубы верхней челюсти со стороны щек. При таком нарушении ноздри обычно узкие, переносица широкая, губы не сомкнуты. В результате развивается сужение верхнего зубного ряда и скученность зубов. У детей, часто болеющих простудными заболеваниями, увеличиваются аденоиды. Носовое дыхание становится затрудненным. Родителям важно следить за тем, чтобы за время болезни ротовое дыхание не сформировалось в привычку. Удалять аденоиды хирургическим путем или лечить консервативно родители решают совместно с ЛОР- врачом. Но, если аденоиды удалены, а привычка дышать ртом остается, ее необходимо устранять. Для этого применяют специальные ортодонтические аппараты и миогимнастику для тренировки круговой мышцы рта.

Нарушение функции речи, привычка прокладывать язык между зубами во время произношения звуков приводит к развитию открытого прикуса (между верхними и нижними резцами есть расстояние по форме и размеру языка). Язык может прокладываться как в переднем отделе, так и в области боковых зубов.

При неправильном глотании у детей напрягаются щеки или губы, язык отталкивается от сомкнутых губ (инфантильный тип глотания). Если ребенок прокладывает язык между зубами, его нужно научить держать язык в правильном положении. Это можно сделать либо с помощью миогимнастики, либо с помощью специальных функциональных аппаратов, которые назначает врач-стоматолог-ортодонт.
В результате неправильного положения языка и губ нарушается формирование прикуса.

Своевременное устранение вредных привычек и нормализация функции мышц, окружающих зубные ряды, приводит либо к саморегуляции аномалий прикуса, либо к стабильности результатов аппаратурного лечения.
Для устранения вредных привычек необходимо проводить комплекс общих оздоровительных мероприятий – санацию носоглотки, пластику укороченной уздечки языка. Детей с повышенной возбудимостью нервной системы необходимо проконсультировать у невропатолога. Наряду с психотерапией (убеждение, внушение, напоминание) рекомендуется применять фиксирующую локтевую шину. Для восстановления функций мышц с 4-х летнего возраста назначают миогимнастику – упражнения для мышц, окружающих зубные ряды. Эффект применения миогимнастики зависит от степени выраженности функциональных нарушений, от терпения и настойчивости больного, от контроля за тщательностью выполнения упражнений. Контроль за выполнением упражнений возлагается на родителей.

Регулярное наблюдение у врача-стоматолога-ортодонта позволит своевременно предупредить неблагоприятные последствия вредных привычек и нарушения функций, разработать комплекс профилактических мероприятий. И даже если раньше 6-7 лет аппаратурное ортодонтическое лечение проводиться не будет, врач может дать необходимые вам рекомендации.

врач- стоматолог-ортодонт Ильченко Н.И.
УЗ «19-я городская детская поликлиника»