220114 г. Минск Независимости пр., д. 119
тел./факс: +375 (17) 377-31-33 (приёмная)
е-mail: 19detpo@mail.belpak.by

rubeen

220114 г. Минск Независимости пр., д. 119
тел./факс: +375 (17) 377-31-33 (приёмная)
е-mail: 19detpo@mail.belpak.by

Развивающие игры на улице и дома с детьми раннего возраста

175С каждым днем малыш становится взрослее... Иногда это стремительное движение вперед ставит вас в тупик, потому что найти полезное занятие для такого умницы становится все сложнее. Предлагаем вам на этот случай игровые упражнения. Благодаря им вы сможете, совмещая приятное с полезным, научить ребенка очень важным вещам.

Уже давно известно, что основным и естественным видом деятельности маленького ребенка является игра. И если родители хотят увидеть в своём малыше здорового, жизнерадостного и в то же время умного ребенка, умеющего мыслить, думать, правильно говорить, находить взаимопонимание со сверстниками, то начинать его развитие нужно именно с игры.

Мы предлагаем примерный план-рекомендации по проведению игровых действий и заданий с малышами на улице и дома. На основе его вы сможете сами придумывать свои игры.

 

Игры с водой

  • Познакомьте малыша с водной средой:
    • налейте в лейку воды. Полейте ручки ребенку, говорите при этом: «Водичка льется»;
    • налейте в тазик воды, пусть малыш наблюдает, как вы это делаете, и поможет вам наливать воду из леечки.
  • Обратите внимание на то, какая вода лёгкая, как в ней хорошо находиться.
  • Рядом с тазиком положите игрушки: лодочку, мячик, уточку. Попросите ребенка взять уточку и положить в воду. Дайте возможность ребенку поиграть с уточкой в воде (покажите ребенку, как уточка плавает, ныряет).
  • Положите в воду куклу. Купайте ее вместе с малышом. Посадите в воду малыша, дайте ему маленькую леечку. Вместе с ним полейте из леечки на куклу.
  • Дайте ребенку лодочку и скажите: «Лодочка плывет», пусть ребенок самостоятельно играет с лодочкой в воде.
  • Чтобы вернуть любовь к купанию, можно воспользоваться весёлым стихотворением. Проговаривая его строчки, показывайте все названные вами предметы.

 

Льётся в ванночку вода.

Эй, игрушки, все сюда!

Утки, зайчики и кошки,

Я помою вас немножко!

Я пример вам всем подам

И теперь помоюсь сам.

Весело и ловко

Мою я головку!

Лапочки и уши

Обольём из душа.

Ну-ка, не лениться!

Кто не хочет мыться?

Мылю я мочалку —

Мыла мне не жалко!

Посмотри-ка! Посмотри!

Ах, какие пузыри!

А теперь ополоснусь,

В полотенце завернусь.

Вот какой я чистый,

Розовый, душистый

 

Советы: Если ребенок боится воды, поиграйте вместе с ним с водой и игрушками. Старайтесь приобщать ребенка к водной среде ежедневно.

 

Игры на природе

Во время прогулки надо непременно рассказывать ребенку обо всем, что встречается на пути, что известно из собственного опыта. Очень важно делать это с готовностью и любовью, вкладывая в интонацию восхищение даже неприметными деталями.

  • Познакомьте малыша с разными природными объектами в парке, в лесу. Подводите его к деревьям, цветам. Дайте возможность самому ребенку выбирать объект для наблюдения.
  • На собственном примере покажите, как нужно с ними бережно обращаться:
    • погладьте ручкой ребенка растение и скажите: «Красивый цветок, нежный, маленький»;
    • предложите ребенку несколько листиков деревьев, берите их аккуратно, чтобы не поломать.
  • Проводите развивающие занятия по общению с природой:
    • возьмите на руки малыша, поднимите к дереву и дайте возможность рассмотреть, как растут листики на деревьях;
    • когда придете домой, вместе с ребенком поставьте листья и веточки в вазочку, а другой материал сложите в коробочку. Используйте данный материал в играх с ребенком.
  • Больше времени по возможности проводите на природе.

 

Маме можно заранее подобрать и выучить коротенькие стихотворения о полевых цветах, птицах, насекомых, временах года, солнышке, дождике, ветре, например:

 

"Божья коровка, полети на небо...",

"Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко...",

"Дождик, дождик, посильней, чтобы было веселей..."

 

Или присказка о бабочке:

Бабочка-коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки —

На березовой ветке.

О грибе:

Боровик, боровик,

Красная головка,

Покажись, боровик,

Дам тебе морковку

 

Лучше гулять в разных местах: сегодня в парке, захватив с собой булочку для голубей, а завтра отправиться к ближайшему пруду, роднику, речушке.

Советы: Чаще выводите ребенка на прогулки, где есть много природных объектов. Давайте возможность ему самому выбрать объект наблюдения. Не выбрасывайте то, что собрал ребёнок.

Игры в доме

  • Обращайте внимание малыша на предметы и вещи в доме:
    • возьмите малыша за ручку и подведите к шкафу, где сложена его одежда. Скажите: «Это шкаф»;
    • дайте возможность ребенку потрогать шкаф ручками, открывать и закрывать дверки.
  • Выполняйте несложные упражнения с предметами по типу «Возвращение используемых предметов на свои места»; приобщайте ребенка оказывать любую посильную помощь взрослому:
    • достаньте предмет из шкафа. Назовите ребенку предмет, например: «Это платье». Положите на место. Скажите ребенку: «Возьми платье». А затем аккуратно помогите малышу положить его на место. Скажите: «Положи платье»;
    • подойдите с малышом к книжной полке. Скажите: «Дай мне книжечку». Посмотрите вместе с малышом книжечку. Медленно, аккуратно ручкой ребенка листайте страницы в книге, чтобы ребенок смог рассмотреть картинки. Скажите ребенку: «Положи книжечку на полку». Покажите ребенку, как аккуратно можно это сделать.
  • Поощряйте любые самостоятельные действия малыша. Помогайте малышу:
    • предложите малышу самостоятельно пройти к шкафу, где лежит его одежда. Скажите: «Иди к шкафчику», «Дай мне платье»;
    • если ребенок будет неаккуратно брать и класть предметы, помогите ему.

 

Советы: не ругайте малыша, если у него не всегда, получается, аккуратно положить какой-либо из предметов на место, а исправьте его ошибку вместе с ним. На собственном примере обучайте ребенка бережному отношению к окружающим его предметам.

 

Игры за столом

  • Ребенка уже с ранних лет необходимо приобщать к поведению за общим столом:
    • посадите ребенка за стол. Сядьте рядом и скажите: «Покушаем».
  • На собственном примере показывайте, как нужно пользоваться столовыми принадлежностями:
    • возьмите ложечку, называя при этом предмет. Покажите ребенку, как нужно кушать из тарелки;
    • возьмите рукой ребенка ложечку и поднесите ко рту ребенка. Скажите: «Вкусная каша»;
    • дайте ребенку самому попробовать подержать ложечку и выполнить действия с едой. Если у ребенка не получается есть ложкой, помогите ему, направляйте его действия;
    • когда малыш поест, дайте ему салфетку. Покажите, как ей пользоваться на собственном примере и скажите: «Вытираем ротик»;
    • после еды скажите малышу: «дай тарелочку», «дай ложечку». Покажите ребенку, как будете мыть посуду.
  • Поощряйте самостоятельные действия ребенка. Помогайте малышу:
    • дайте ребенку игрушечную посуду, маленький тазик с водой и понаблюдайте за его действиями. В случае неправильного обращения с предметами, поиграйте вместе с малышом.

 

Советы: Садитесь за стол вместе с ребенком. Не торопите малыша. Не старайтесь всегда сами кормить ребенка из ложечки.

 

Игры с красками

  • Налейте вместе с ребенком воду в прозрачную банку (не стеклянную). Скажите: «Водичка в баночке», «Покажи, где водичка».
  • Посадите малыша за стол. Сами сядьте рядом.
  • Возьмите кисточку (мягкую №5-6, белка). Проведите по ладошке ребенка. Скажите: «мягкая, пушистая». Дайте ребенку кисточку, понаблюдайте за его действиями.
  • Окуните кисточку в воду и помешайте ею воду. То же проделайте вместе с ребенком.
  • Развивайте у малыша восприятие цвета:
    • поставьте на стол баночку с краской, рукой ребенка окуните кисточку в краску, затем поместите окрашенную кисточку в воду и помешайте. Скажите: «Красивая водичка», «Красная водичка» (в зависимости от цвета). Покажите малышу цветную воду, подняв баночку на уровень глаз ребенка.
    • Поставьте перед ребенком 2-3 баночки с краской. Пусть ребенок попробует проделать упражнения самостоятельно.
    • Называйте цвета, в которые ребенок окрашивает воду: «Синяя водичка» и т.д.
  • Поощряйте самостоятельные действия ребенка. Помогайте малышу:
    • расстелите рулон старых обоев, посадите малыша на пол. Возьмите мисочку, разведите в ней краски. Обмакните ручку малыша и оставьте отпечаток на бумаге. Размазывайте краску по бумаге одним или двумя пальчиками, всей ладошкой, шлепайте ладошками, оставляя следы. Веселитесь, наслаждайтесь игрой с красками. Разделите с ребенком его восторг от игры! Рядом с вами пусть будут влажные салфетки или тряпочки, которыми можно будет вытереть ручки.

 

Советы: Не давайте ребенку краски сразу многих цветов. Поправляйте кисточку в руке малыша. Не ругайте малыша, если он испачкает одежду или стол.

 

Игры с карандашами

  • Помогайте правильно использовать предметы по изодеятельности:
    • дайте ребенку карандаш (цветной мягкий). Скажите: «На карандаш». Понаблюдайте за действием ребенка;
    • возьмите себе карандаш (другого цвета). Проведите по листу бумаги. Скажите: «Карандаш рисует». Дайте ребенку лист бумаги. Понаблюдайте за действием.
  • Хвалите за любое создание творческой работы, даже если она находится на элементарном уровне:
    • рукой ребенка проведите карандашом по листу бумаги дорожку, кружочек. Скажите: «Карандаш нарисовал дорожку», «Нарисовал кружок». Покажите на кружок и на дорожку.
  • Поощряйте самостоятельные действия ребенка:
    • положите на середину листа несколько цветных карандашей (не более 4-х цветов). Пусть ребенок самостоятельно выбирает цвета по желанию;
    • называйте выбранный ребенком цвет. Направляйте действия в случае необходимости.

 

Советы: Не затачивайте карандаши слишком остро. Поправляйте в руке у малыша карандаш по необходимости. После занятия складывайте вместе с ребенком карандаши в коробку. Сохраняйте рисунки ребенка для сравнения.

 

Уважаемые родители! Помните, что многое в жизни человека закладывается именно в процессе игры.

Желаем вам творческих успехов в вашей совместной деятельности с ребенком!

 

Материал подготовила: С.А. Чипурко, учитель-логопед Ресурсного центра раннего вмешательства

УЗ «19-я городская детская поликлиника» г. Минска.

Справка
+375(17) 227-16-21
+375(17) 397-83-56

Центр раннего вмешательства
+375(17) 348-25-33

Вызов врача на дом
+375(17) 215-19-26
+375(33) 656-08-58

Стоматология
+375(17) 343-32-60

Для пациентов с нарушением слуха и речи
+375(33) 656-08-58 (СМС)

Платные услуги
+375(17) 377-11-61

Ортодонтия
+375(17) 302-16-26
+375(17) 319-16-27