Всемирный день безопасности пациентов служит поводом повысить осведомленность населения и укрепить сотрудничество между пациентами, медицинскими работниками, политиками и лидерами здравоохранения в интересах повышения безопасности получателей медицинской помощи.
Кампания этого года названа «Улучшение диагностики для безопасности пациентов» и проходит под лозунгом «Не допускайте ошибок, помните о безопасности!», напоминающем о крайней важности правильной и своевременной постановки диагноза для защиты пациентов и улучшения исходов заболевания.
Диагноз определяет суть заболевания пациента и является условием для получения необходимой помощи и лечения. Диагностические ошибки имеют место в тех случаях, когда не удается правильно и вовремя объяснить состояние пациента, в результате чего диагноз ставится неправильно или слишком поздно либо врачу не удается распознать заболевание или грамотно разъяснить его пациенту.
Правильная и своевременная постановка диагноза – это первый шаг к профилактическим мероприятиям и эффективному лечению.
Диагностические ошибки составляют 16% предотвратимого вреда здоровью пациентов и распространены во всех учреждениях здравоохранения. К таким ошибкам могут относиться пропущенные, ошибочные, запоздалые или неправильно сформулированные диагнозы. Они способны ухудшить состояние пациента, а в ряде случаев привести к длительной или тяжелой инвалидности и даже к смерти, а также к увеличению расходов на медицинское обслуживание.
Понимание диагностического процесса – это ключ к уменьшению количества ошибок.
Диагностический процесс включает в себя целый ряд последовательных этапов, в том числе первичное обращение пациента, изучение анамнеза и осмотр пациента, диагностическое обследование, обсуждение и представление результатов, взаимодействие и координацию, постановку окончательного диагноза и составление плана лечения, наблюдение и повторное обследование. Ошибки возможны на любом из этих этапов.
Для устранения диагностических ошибок существует целый ряд решений.
Директивные органы и руководители учреждений здравоохранения должны создавать благоприятную рабочую обстановку и предоставлять качественные средства диагностики; медико-санитарных работников нужно стимулировать к постоянному совершенствованию профессиональных навыков и устранению неосознанной предвзятости в суждениях; а пациентам следует оказывать поддержку, чтобы они активно участвовали в диагностическом процессе.
Постановка диагноза — это коллективное усилие.
Для правильной и своевременной постановки диагноза необходимо взаимодействие между пациентами, их семьями, осуществляющими уход лицами, медико-санитарными работниками, руководителями учреждений здравоохранения и директивными органами. Все заинтересованные стороны должны участвовать в формировании диагностического процесса и иметь возможность высказывать любые опасения.
ВОЗ намерена продолжать сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами, уделяя первоочередное внимание обеспечению безопасности при диагностике и вырабатывая многоаспектный подход, позволяющий укреплять системы диагностики, проектировать безопасные диагностические алгоритмы, содействовать медицинским работникам в принятии правильных решений, а также активно взаимодействовать с пациентами на всех этапах диагностического процесса.
По материалам ВОЗ