Ресурсный центр раннего вмешательства

На базе УЗ «19-я городская детская поликлиника г. Минска» с 2002 года работает Ресурсный центр раннего вмешательства для детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) г. Минска, оказывает помощь детям и их семьям Первомайского района г. Минска, консультативную помощь и проведение дополнительной углубленной диагностики для детей, имеющих выраженные нарушения развития, и их семьям из других районов г. Минска (по предварительному согласованию заведующего Ресурсного Центра раннего вмешательства и заведующего Центра раннего вмешательства из другого района г. Минска)


Ранние годы жизни малыша являются важнейшими для профилактики болезней, содействия когнитивному, социальному и эмоциональному развитию, сокращения социального неравенства. В этот период мозг ребенка обладает наивысшим уровнем пластичности, т.е. возможностью к восстановлению и изменениям. На то, как быстро будет протекать восстановление, влияют:

  • сроки начала работы с малышом;
  • комплексность этой работы;
  • наличие у малыша возможности взаимодействовать с окружающими близкими людьми.

Всё это свидетельствует в пользу того, что родители должны обращаться в Центр раннего вмешательства (далее – ЦРВ) как можно скорее и при малейших опасениях.

Помощь в центре оказывается бесплатно.


В наш ЦРВ могут обращаться семьи для:

  • междисциплинарной оценки уровня развития ребенка;
  • получения консультаций по вопросам воспитания, развития ребенка;
  • получения помощи специалистов при наличии у ребенка нарушений развития – в виде углубленной диагностики проблемных областей развития, совместного планирования и реализации индивидуальной программы раннего вмешательства;
  • получения психологической и информационной помощи и поддержки в кризисной ситуации.

В первую очередь в ЦРВ ждут семьи с детьми до трех лет:

  • с подозрениями на задержки в развитии;
  • имеющими диагностированное отставание в развитии;
  • с врожденной патологией;
  • родившимися раньше срока;
  • родившимися с малой массой тела;
  • прооперированными после рождения;
  • имеющими серьезные изменения в поведении, избирательность контакта, нарушения в эмоциональной сфере.

Сотрудники Центра раннего вмешательства – это специалисты разных профилей, которые работают командой для достижения наилучших результатов.

ПРИЗНАКИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

подробнее...

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

подробнее...

Принципы работы ЦРВ

  • Междисциплинарность. В команде ЦРВ есть различные специалисты, чтобы оказывать комплексную помощь в одном месте.
  • Ориентированность на семью. При формировании программы работы с малышом принимается во внимание потребность и возможности семьи. Кроме того, в реализации программы должна участвовать вся семья.
  • Развитие ребенка в естественной среде. Помощь для ребенка в максимально возможной степени реализуется в обычной для него среде, которая обеспечивает ежедневный опыт, а также успешную коммуникацию с близкими людьми. Обучение в естественной среде максимально гарантирует приобретение ребенком тех навыков, которые ему необходимы в повседневной жизни.
  • Использование научно обоснованных методов и подходов. На всех этапах оказания помощи ребенку и семьи используются подходы и методы, имеющие доказательную основу.

*В Беларуси Центры раннего вмешательства появились в ходе реорганизации кабинетов раннего вмешательства в Национальную систему раннего вмешательства, которая осуществлялась под эгидой Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в партнерстве с Министерством здравоохранения Республики Беларусь и при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации.

 

Первичный прием осуществляется двумя специалистами разных профилей. На первичном приеме проводится первичная оценка развития ребенка, выявляются проблемы в функционировании ребенка в повседневной жизни и факторы, оказывающие влияние на развитие ребенка.

Основные цели первичного приема:

  • проведение скрининга развития детей;
  • определение потребности детей и их семей (законных представителей) в углубленной диагностике с последующей разработкой и реализацией индивидуальной программы раннего вмешательства в системе междисциплинарной помощи в центре;
  • консультирование семей (законных представителей) по вопросам развития и воспитания детей.

Первичный прием проводится по предварительной записи, которая осуществляется родителями (законными представителями) ребенка при их личном посещении регистратуры Центра раннего вмешательства или по телефону.

Продолжительность первичного приема составляет около 45 минут – 1 часа.

На первичном приеме специалисты беседуют с родителями (законными представителями), уточняют их жалобы и запрос, знакомятся с историей жизни и развития малыша, изучают представленную медицинскую документацию.

Перед посещением Центра раннего вмешательства родители (законные представители) заполняют русифицированные шкалы-опросники для родителей KID-R и RCDI-2000. (находятся в разделе «Опросники»), которые являются скрининговой оценкой уровня развития ребенка. Опросники данных шкал описывают разнообразные типичные формы поведения детей первых лет жизни. Их заполняют родители ребенка или другие ухаживающие взрослые, для этого специальных знаний не требуется. Данные шкалы весьма удобны для проведения скрининга развития, поскольку родители заполняют опросники дома, наблюдая за поведением ребенка, а компьютерная обработка результатов проводится до начала первичного приема.

Шкала KID-R – это русифицированная версия Кентской шкалы оценки развития младенцев (Kent Infant Development Scale; KID Scale). Она разработана группой сотрудников Кентского университета (США) под руководством профессора Ж. Рейтер; содержит 252 пункта о развитии ребенка в возрасте от 2 до 16 месяцев. Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 5 областей (6 пунктов отнесены одновременно к 2 областям): когнитивная – 52 пункта, движения – 78 пунктов, язык/речь – 38, самообслуживание – 39, социальная – 51 пункт.

Шкала RCDI – это адаптированный к условиям России вариант шкалы оценки развития ребенка (Child Development Inventory; CDI), разработанной доктором Г. Айртоном (Миннеаполис, США). Шкала представляет собой опросник, состоящий из 216 пунктов. Каждый пункт шкалы отнесен к одной из 6 областей (5 пунктов отнесены одновременно к 2 областям): социальная – 40 пунктов, самообслуживание – 40, крупные движения – 30, тонкие

движения – 30, развитие речи – 41 пункт, понимание языка – 40 пунктов.

В ходе приема специалисты проводят простые скрининговые пробы, направленные на выявление нарушений слуха и зрения у ребенка, при необходимости скрининги на наличие признаков расстройства аутистического спектра, а также нарушений питания и кормления. Специалисты наблюдают за поведением ребенка, его двигательной активностью, общением и игрой, взаимодействием малыша с родителями.

  • Индивидуальные (в том числе в дистанционном формате) и групповые занятия, на которых родители обучаются стимулирующим методам для развития ребенка в проблемных областях, а также приемам повседневного ухода и организации развивающих занятий в домашних условиях на предстоящий период.
  • Домашние визиты осуществляются в ходе реализации индивидуальной программы раннего вмешательства для детей, имеющие выраженные нарушения развития, инвалидность.
  • Консультации для профилактики возникновения серьезных проблем в развитии ребенка, на которых родителям предоставляется информация по конкретному вопросу. Специалисты знакомят семью с различными способами решения проблем, чтобы в будущем родители могли самостоятельно с ними справиться и иметь представление, как поступить.

 

Скачать:

Шкала RCDI-2000 - для оценки развития ребёнка в возрасте от 14 месяцев до 3 лет 5 месяцев:

Анкета

Вопросник

Шкала KID-R - для оценки развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 16 месяцев:

Анкета

Вопросник

Анкета M-CHAT - анкета для детей в возрасте от 16 до 30 месяцев, инструмент для оценки наличия признаков расстройства аутистического спектра.

Анкета

Наша мультидисциплинарная команда:

Аксюченко Екатерина Ивановна, врач-педиатр (заведующий Ресурсным Центром раннего вмешательства)

 

 

 

 

 

 

 

 

Доронина Октябрина Вениаминовна, учитель-дефектолог (учитель-логопед)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чипурко Светлана Александровна, учитель-дефектолог (учитель-логопед)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ничкасова Алина Анатольевна, психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шоба Юлия Анатольевна, психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Попкова Ирина Эдуардовна , медицинский регистратор

Обратиться в Центр раннего вмешательства можно по рекомендациям и направлению специалистов:

- врача-педиатра участкового;

- врача-невролога детского;

- врача-реабилитолога отделения медицинской реабилитации поликлиники, в том числе Минского городского центра медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями;

- врача-неонатолога при выписке из родительного дома;

- врача-психиатра;

- учителя-логопеда поликлиники;

- центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

- психолога и др.;

- самостоятельно при наличии жалоб и тревог о развитии ребенка.

Помощь в Центре раннего вмешательства оказывается бесплатно.

Наши контакты:

Приемы в Центре раннего вмешательства проводятся по адресу: ул. Кедышко, д.11.

Телефоны регистратуры Центра раннего вмешательства:

  • +375 33 670-74-97
  • +375 17 348-25-33

Режим работы регистратуры (запись на прием и выдача анкет):

  • понедельник – с 12.00 до 19.00;
  • вторник – с 8.00 до 15.30;
  • среда – с 8.00 до 15.30;
  • четверг – с 8.00 до 15.30;
  • пятница – с 8.00 до 15.30.

При посещении первичного приема при себе необходимо иметь выписку из амбулаторной карты ребенка (в том числе по желанию родителей дополнительные обследования и заключения врачей-специалистов), заполненные анкеты русифицированные шкалы-опросники для родителей KID-R и RCDI-2000 (в зависимости от возраста ребенка), сменную обувь для ребенка (если ходит самостоятельно) и его семьи.

 

Галерея

поделиться в: