К большому сожалению, наше общество мало знает об "особенных" людях. Информационный вакуум порождает непринятие, изоляцию, одиночество. Родители, имеющие ребенка с аутизмом, одиноки вдвойне, ведь трудности контакта с собственным чадом порой приводит к бессилию. Довольно часто родные и близкие не замечают специфики поведения малыша, их удивляет умный серьезный вид, сообразительность, а упорство на однообразии и ритуальное поведение кому-то даже удобно. Ребенок растет, а его поведение не изменяется. Интересы малыша ограничены, инициатива низкая, часто возникают избирательность, повышенная (низкая) чувствительность к раздражителям (свету, теплу, боли и пр.), но самое главное, что волнует родителей - это коммуникация. В раннем возрасте родители в основном обращаются к специалистам с запросом, что ребенок не говорит.
Аутизм — это нарушение развития, которое проявляется в раннем детстве — обычно до трех лет. Дети с аутизмом характеризуются чрезмерной самоизоляцией, всепоглощающим пристрастием к однообразию, неспособностью перенять социальные способы поведения в обществе, вступать в контакт или общаться с другими людьми естественным образом.
Они, как правило, хорошо сложены физически, но их поведение отличается от поведения их сверстников, могут часами сидеть, уставившись в пространство, не обращать внимание на окружающих, заниматься повторяющимися действиями с предметами без видимой цели (например, крутят что-либо в руках и т.д.), часто подвержены неконтролируемым истерикам. Ребенок с аутизмом традиционно описывается, как живущий в своем собственном мире.
Очень часто семья, имеющая ребенка с аутизмом, остается изолирована. Это происходит по разным причинам: кто-то сам дистанцируется, скрывая правду от родных и знакомых об особенностях развития своего малыша, кого- то просто не понимают, либо обвиняют в избалованности, потаканию и предлагают собственные меры воспитания.
Информационный вакуум, ограниченность личной свободы, непринятие со стороны самых близких людей вызывает сильнейший стресс у матери, а затем глубокое чувство вины, что это она родила " такого" ребенка. Женщина порой остается один на один со своим горем. Малыш с раннего возраста не подкрепляет материнского поведения: не смотрит в глаза, не улыбается, избегает бывать на руках, не эмоционален. Ежедневная рутина, трудности общения, изоляция приводят к истощению и выраженной астенизации матери. Отцы, если они остаются в семье, испытывают тревогу, волнение и порой демонстрируют агрессивное поведение по отношению к специалистам и окружению, либо уходят с головой в работу, спасаясь от собственных переживаний.
Специалистам, работающим с семьями стоить помнить о братьях и сестрах ребенка с аутизмом, которые так ждали появления друга (подруги) по играм и общению. Довольно часто "обычный" ребенок старается присоединиться к играм малыша, копируя его действия, звуки, движения (часто стереотипные), чтобы привлечь внимание к себе. Порой уровень игры старших детей регрессирует. В семье нередко случаются ссоры, обиды из-за повышенного внимания со стороны матери к особому ребенку.
В случае если семья расширенная, и под одной крышей живет несколько поколений, не стоит забывать о вкладе в воспитание малыша бабушек и дедушек. Распространенные воспитательные стереотипы со стороны старшего поколения (наказания, порицания и пр.) приводят не только к усилению аутизации, но и к хроническим внутрисемейным конфликтам.
Довольно трудно точно установить все детали состояния ребенка, но ему можно и нужно помогать для того, чтобы обеспечить его более или менее нормальное развитие и существование.
К сожалению, до сих пор нет ни одного эффективного метода лечения детского аутизма.
Но, несмотря на то, что недуг не излечим, поправить ситуацию можно. Самое лучшее в этом случае – регулярные занятия каждый день и создание наиболее благоприятной среды для ребенка.
За консультацией родители детей до 3-х лет могут обращаться в Центры раннего вмешательства, которые функционируют на базе районных детских поликлиник и обслуживают детей из закрепленных за ними поликлиник:
- УЗ «19-я городская детская поликлиника»;
- УЗ «7-я городская детская поликлиника»;
- УЗ «2-я городская детская поликлиника»;
- УЗ «3-я городская детская клиническая поликлиника»;
- УЗ «4-я городская детская клиническая поликлиника»;
- УЗ «15-я городская детская поликлиника»;
- УЗ «10-я городская детская клиническая поликлиника».
Психологи Центра раннего вмешательства УЗ «19-я городская детская поликлиника» г. Минска
О.В. Доронина, А.А. Ничкасова.