О неврозах слышали все родители. Но о том, что такое невроз, не знает почти никто из них. Распространено и твердо установилось мнение, если у ребенка «шалят нервы», он плаксив, возбудим, раздражителен, если он не такой, как другие дети, неправильно себя ведет, слишком беспокойный, трудный, если у него нарушен сон или плохой аппетит—значит у него невроз.
Нет таких родителей, которые не любили бы своих детей: это чувство заложено в биологическую природу человека. И все же, нередко многие мамы и папы просто не замечают того, что у их детей возникли первоначальные симптомы нервного расстройства – невроза. Бывает и так, что родители констатируют подобные признаки, но не придают им значения, считая болезненные симптомы безопасными возрастными явлениями, которые по мере взросления ребенка исчезнут сами по себе.
В современном мире мы все подвержены воздействиям внешней среды, а дети особенно. Детская психика очень чувствительна и ранима к таким воздействиям, что может привести к перенапряжению нервной системы и стать причиной возникновения такого психического расстройства, как детский невроз. Что же представляет собой данное психическое заболевание и как можно предотвратить его появление?
НЕВРОЗ – это особая форма психической защиты, которая помогает оградиться и защититься от травмирующей реальности. Его развитию обязательно предшествует какой-то внутренний конфликт. Невроз - это сборное название группы нервно-психических расстройств, развившихся в ответ на стресс или психологическую травму.
Главной причиной появления неврозов у ребенка любого возраста является психическая травма, спровоцированная ситуацией или действиями, к которым ребенок просто не готов в силу незрелости личности и еще не сформировавшегося характера. Нарушить нормальное течение его психической жизни может все, что угодно. Лечит невроз невролог, психолог.
Общие сведения:
Понятие «неврозы» включает в себя различные расстройства центральной и вегетативной нервной системы, возникшие под влиянием острого или хронического стресса. Высшие центры нервной деятельности регулируют все функции: дыхание, сердцебиение, пищеварение, эмоции, выделительную и половую деятельность. Соответственно и нарушения могут возникать во всех системах.
Клиника неврозов у детей и подростков разнообразна, включает эмоциональные и телесные расстройства. Диагноз устанавливается после исключения сходных заболеваний внутренних органов и обследования структуры и функций нервной системы.
Отличается невроз от органического (необратимого) заболевания отсутствием морфологического субстрата болезни. То есть, при лабораторном или инструментальном обследовании ребенка никаких изменений не обнаруживается, а клинические проявления (боль, дискомфорт) имеют место быть. Распространенность неврозов очень высока, достигает 25% от всех заболеваний.
Классификация неврозов у детей:
Выделяют следующие виды детских неврозов:
- неврастения или нервное истощение;
- истерический невроз или конверсионное расстройство;
- невроз навязчивых состояний;
- соматоформные расстройства.
Основными клиническими формами системных неврозов являются невротические заикание, тики, расстройства сна, аппетита, энурез (ночное недержание мочи), энкопрез (недержание кала) и так называемые привычные действия.
Провоцирующими факторами развития детских неврозов являются внутрисемейные конфликтные ситуации, резкое изменение привычного образа жизни (переезд в другое место, развод родителей, рождение брата или сестры), проблемы в детском коллективе, несоразмерная физическая нагрузка, травма, затяжная болезнь или сильный испуг.
Невротические расстройства могут наблюдаться у детей и подростков любой возрастной категории, но форму четко очерченного заболевания они принимают обычно к 6–7 годам. В более раннем возрасте проявления неврозов у детей тоже встречаются, но, в основном, в виде отдельных симптомов. Зато в школьном возрасте они «расцветают» буйным цветом. Так как ребенок еще мал, он даже не осознает, что попал в беду. В этом случае на помощь должны прийти мы, взрослые люди.
Картина невротических отклонений у детей достаточно разнообразна. Довольно часто у ребенка можно наблюдать невроз ярко выраженной тревоги или страха. Приступы внешне ничем немотивированного страха наиболее часто возникают у ребенка в вечернее время, особенно при отходе ко сну. Среди общих неврозов наиболее распространены неврозы страха, навязчивых состояний, депрессивный невроз.
У детей дошкольного и школьного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, персонажей из фильмов. У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников иногда наблюдается вариант страха, называемый «школьным неврозом» В этом случае, у ребенка возникает сверхценный страх школы с непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями. Страх школы сопровождается отказом от ее посещения, уходами из школы, из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез, энкопрез), сниженным фоном настроения.
При неврозе навязчивых действий преобладают разнообразные навязчивые движения, действия, страхи, опасения, представления, мысли, возникающие неотступно, вопреки желанию ребенка, которые безуспешно он стремится преодолеть. У подростков определенное место в структуре невроза могут занимать навязчивые мысли и представления, которые, однако, всегда сочетаются с другими видами навязчивости.
Невроз навязчивых действий у детей младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями – навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения - мигания глазами, хмыканье, наморщивания кожи лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами, шмыганье носом, покашливания, похлопывания кистями рук, притопывания ногами. Тики осознаются, как чуждые, болезненные, как «дурная привычка», в связи с чем дети пытаются замаскировать или скрыть их. Навязчивые действия, складывающиеся из сочетания ряда движений, совершаемых в строго определенной последовательности, называются ритуалами.
Ребенок с навязчивым страхом загрязнения часто моет руки или отряхивает их; школьник с навязчивым страхом получить плохую оценку за письменную работу навязчиво подчеркивает или многократно обводит буквы; ребенок или подросток, испытывающий опасения по поводу собственного здоровья или здоровья родителей либо неудачи на экзамене и т.п, несколько раз дотрагивается до определенных предметов, своеобразно ходит, бросает взгляд в каком-то одном направлении.
Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни – кардиофобии (навязчивый страх болезни сердца), канцерофобии (навязчивый страх заболеть раком), страх смерти, страх подавиться при еде, покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе.
Ритуалы, навязчивые действия успокаивают детей. Так они защищаются от страхов, в основе которых страх смерти, беды, неблагополучия. Нередким проявлением невроза навязчивых состояний является трихотилломания - навязчивое выдергивание волос, бровей, и ресниц. Ребенок делает это автоматически, не отдавая себе отчета - для чего. Он не только не испытывает боли, но, напротив, переживает некое глубинное удовлетворение, нащупав и выдернув очередной волосок или ресничку. Такой ребенок неосознаваемо лишает себя волос, бровей и ресниц из чувства или из-за нестерпимой досады на себя самого, на свои промахи, неудачи, поражения. Дети с трихотилломанией, которых не любят собственные или приемные родители (неприятие), неосознаваемо воспринимают такое неприятие как собственную виновность, никчемность. Обезобразив себя, ребенок ощущает неосознаваемое удовлетворение. Причиной возникновения невроза, о чем мы уже вскользь упоминали выше, могут быть школьные перегрузки, избыточные дополнительные занятия в секциях и кружках, постоянное недосыпание и т.п.
Родители должны иметь полную информацию о причинах возникновения и способах лечения детских неврозов. Без понимания того, почему с ребенком вдруг начинают происходить подобные проблемы, а также того, каким путем следует идти для преодоления расстройства, трудно говорить об успешном исцелении. Понятно, что далеко не во всех случаях родители самостоятельно могут справиться с невротическим расстройством у ребенка – такие случаи вообще довольно редки, их, без преувеличений, можно пересчитать по пальцам. В случае, если родители заметили у ребенка нарушение поведения по какому-то типу неврозов, необходимо обратиться за помощью к специалистам: неврологу, психотерапевту, психологу. В случае необходимости будут рекомендованы медикаментозные средства или специальная психотерапия. Лучше предотвратить болезнь, чем с ней бороться.
Рекомендации по профилактике неврозов у детей:
Необходимо стараться изменять поведение ребенка, а не его личность. Бесспорно, необходимо обучать ребенка правилам поведения в обществе, но ни в коем случае нельзя подстраивать его к представлению родителей об идеальном человеке. Если и наказывать - то за конкретные проступки, а не за характер в целом. Действия ребенка могут подлежать любой оценке, но нельзя позволять себе критиковать его личность, приписывая ему отрицательные черты – глупый, неспособный, невезучий, неисправимый, уродливый и т.д., не акцентировать внимание на слабых сторонах ребенка. Нужно помогать ребенку развить то хорошее и достойное уважения, что у него есть.
Девочка не красавица? Ну и что, зато какая у нее улыбка, какая она общительная, добрая и умная. Нельзя обходиться общими фразами про «это не главное», говоря про недостаток ребенка, обязательно предоставить какое-то его реально существующее положительное качество, как альтернативу, стараться объективно относиться к ребенку и формировать у него здоровое отношение к себе. Не приписывать ему несуществующих качеств, не хвалить за то, что он «не хочет» делать, то, на что, по мнению родителей, способен. Но и не замалчивать достоинства - любой талант ребенка ценен и только жизнь покажет, какой из них был самым важным.
Необходимо развивать в ребенке навыки социального поведения, обучать принятым в обществе ритуалам приветствия, прощания, знакомства, не допускать игнорирования и отстранения ребенка, следить за достаточным уровнем информирования ребенка. Чтобы общаться с окружающими, надо иметь с ними общие темы для обсуждения. Не допускать проявлений гиперопеки. Если предоставить ребенку возможность самостоятельности в разумных пределах, то он такой возможностью обязательно воспользуется.
Нельзя забывать и том, что причиной неврозов во многом является внешняя среда, которая зачастую сама генерирует психотравмирующие факторы вне зависимости от того, как их воспринимает маленький человек. Совершенно изолировать детей от воздействия подобных факторов чрезвычайно трудно, да и надобности в этом нет, если подойти к делу со всей ответственностью и пониманием. Именно дом и родители призваны стать инструментом, позволяющим ребенку успешно преодолевать возникающие трудности.
Неврозы относятся к обратимым состояниям, т.е. при адекватном лечении и формировании благоприятной обстановки в семье и школе, все симптомы полностью купируются.
Лучшая профилактика неврозов у детей – взаимная любовь родителей в полной семье. Если отношения родителей гармоничны, дети редко болеют неврозами. Все неприятности и стрессы, полученные вне дома, легко сглаживаются в родных стенах.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что неврозов не бывает у уверенных в себе, у подготовленных к реальной жизни, у способных нормально и достойно адаптироваться в жизни людей. Ребенок должен любить себя, но также он должен любить свое окружение – маму, папу, друзей, город, природу, свои повседневные занятия и т.д. Задача родителей - воспитать в нем эти два качества любви.
Учреждение здравоохранения «19-я городская детская поликлиника»
Врач-педиатр (заведующий) педиатрического отделения № 4, врач-невролог, иглорефлексотерапевт, 1 квалификационной категории Устяновская И.С.