КАКИЕ ОНИ, ПЕРВЫЕ СЛОВА МАЛЫША?

(лепетный словарь детей)

Первые слова все маленькие дети, и девочки, и мальчики, как правило, произносят к 1 году. Эти слова похожи у всех детей: «мама», «баба», «на-на», «ам-ам». По своей слоговой структуре они напоминают лепет, и чаще всего в их основе лежит звукоподражание. Слова, которые ребенок произносит сам, образуют его активный словарь. Однако уже в возрасте около 1 года малыш понимает значительно больше слов, чем может произнести. Эти слова входят в его пассивный словарь.

  • После произнесения нескольких первых слов в возрасте около 1 года дети «наращивают» свой активный словарь очень медленно. Существует период — обычно он длится примерно 6 месяцев после произнесения ребенком первых слов, — когда малыш медленно осваивает произношение незначительного числа самых важных для него слов. Смысл детского высказывания становится понятным взрослому человеку только из ситуации, в которой происходит общение с ребенком. Например, «ко-ко»  может означать: курочка, любая птичка, яйцо, хочу яичко; «р-р-р»  может обозначать: собака, тигр, лев, рычание, страшно, боюсь.
  • К 1 году 6 месяцам многие дети говорят уже около 30—50 подобных слов, произнося их сравнительно разборчиво и употребляя как спонтанно, по собственной инициативе, так и в ответ на вопрос взрослого. Некоторые первые слова совсем не похожи на их «взрослые» аналоги, но мама хорошо понимает своего малыша («ки» — это любимая игрушечная киска, «атя» — конфета и т. д.).

Все дети, прежде чем начать разговаривать на общепринятом (и общепонятном) языке, проходят фазу лепетного языка.

  • Для развития активной (разговорной) речи продолжайте вводить в общение с ребенком облегченные (лепетные) слова (например «гу-ли», «ав-ав», «ку-ку» и т.п.), употребляя их с общепринятыми словами в качестве пояснения. Взрослый, проводя игру-занятие или просто общаясь с малюткой, говорит не торопясь. Необходимо продлевать во времени обращение к ребенку, делать паузы и, конечно, повторять сказанное 2-3 раза.
  • Для малыша очень важно наглядное сопровождение (показ) всего того, о чем дитя слышит и с чем встречается в первый раз. Побуждайте малыша находить знакомые предметы по вашей просьбе, а незнакомые выделять из их числа. При этом незнакомый предмет (игрушка) должен быть один среди 3-4 знакомых, и, желательно, резко контрастировать с ними (например, три белых зайчика и одна черная собачка).
  • В каждой игре и занятии повторяйте (закрепляйте) освоенные слова
  •  и включайте новые названия предметов и действий с ними. Объект сначала называем словом, и только после этого произносится звукоподражание, восклицание, лепетное слово. Например, рассматривая с ребенком «самолет», следует говорить: «Это самолет. Самолет летит, самолет гудит «У-У-У»». Полезно предлагать ребенку не один вариант названия предмета, но и другие варианты, а также приводить словосочетания с этим словом. К примеру: «кот – котик». При названии действия, следует обязательно указывать, какой предмет производит действие (шарик лопнул – «Бах!», а не просто «Бах!»).

Звукоподражания занимают важное место в первых детских словах — это обязательный этап в речевом развитии ребенка. Если ваш малыш использует очень мало подобных «слов», подумайте, насколько часто вы сами используете эти слова в общении с ним.

  • Наблюдая за игрой ребенка, запишите его «речевую продукцию»:

- имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл);

- имеющиеся лепетухи (различные звуки и слоги, не несущие смысла).

 

Составьте предположительный словарь с использованием лепетных слов (слово — звукоподражание):

Барабан - бам-бам-бам

Упал - бах, бабах

Качаться, качели - кач-кач

Дождик - кап-кап

Гусь - га-га-га

Лягушка - ква-ква

Дай, дать? - дай

Собака - ав-ав

Ворона - кар-кар

Спать - а-а-а, бай-бай

Взрослый должен использовать в речи полные слова, сопровождая их звукоподражаниями, например: «хочешь покачаться на качелях - кач-кач», «малышка спит – бай-бай/а-а-а». Возможно, ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели («ка-ка»), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному.

Через некоторое время у ребенка будут появляться усеченные и упрощенные слова из взрослого лексикона, например «ба/бака/бабака», что значит собака. Чтобы эти слова закрепились в словаре ребенка, не пропустите их появления, и активно включайте их в ваше общение с малышом.

Одновременно с этим появляется «голофраза», когда ребенок одним словом заменяет целое сообщение, например, увидев молоток, говорит «папа». Это совсем не значит, что ребенок что-то перепутал, просто он пытается сказать: «папа стучал этим молотком», а значит, вы должны расшифровать его сообщение и тогда малыш почувствует, что его понимают. Стимулируйте в игре и быту использование ребенком двухсловных конструкций: «яя бах» (Ляля упала), а также высказывания из двух слов или слова и жеста.

Для стимуляции появления первых (лепетных) слов предлагаем поиграть с ребенком в игру-сказку.

 

Сказка «Теремок»

Вот дом (теремок). Идет пи-пи-пи (мышка): Тук, тук. Кто тут?

Я буду тут (жить).

Идет ква-ква (лягушка): Кто тут?

- Я пи-пи (я мышка). А ты кто?

-Я ква-ква (я лягушка).

- Иди ко мне.

Идет зая (зайчик): Тук-тук. Кто тут?

- Я пи-пи (мышка).

- Я ква-ква (лягушка)

- Ты кто?

- Я зая.

- Иди к нам.

 

Аналогично строятся фразы при встрече героев с волком, лисой, медведем.

 

Помните, что все это должно быть интересно и привлекательно для ребенка. Удачи!

 

Словарь звукоимитаций и звукоподражаний

Звукокомплексы, обозначающие действия

ам-ам

бум-бум

а-а-а

чирк

прыг-скок

плюх

трынь

щёлк

скрип-крип

дзинь

ля-ля-ля

топ-топ

Голоса животных и птиц

ав-ав

бе-е-е

га-га

з-з-з

иа-иа

(и-)го-го

кар-кар

ко-ко

кря-кря

ку-ка-ре-ку

ку-ку

ква-ква

мяу

пи-пи

р-р-р

хрю-хрю

 Звуки машин, инструментов, часов

би-би

бам-бам

динь-динь

вжик-вжик

ту-ту-у

тук-тук

чух-чух

чик

тик-так

Имитация плача, смеха, ауканья, подражание восклицаниям и эмоциональным возгласам других людей

а-а

ау

алло

ах

ой

брысь

ха-ха

тсс!

фу

Именно из первых слов малыша, и тех, которые он умеет произносить сам, и тех, которые только понимает, но еще не говорит, начинает складываться начальный детский лексикон — реальный словарный запас, которым располагает ребенок, только начинающий осваивать родной язык. Для стимуляции первых слов малыша можно использовать специально разработанную подборку стихов известной детской писательницы Татьяны Андреевны Шорыгиной для самых-самых маленьких слушателей «ГОЛОСА ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ» (стихи для детей от 1 года до 1 года 6 месяцев).

 

Выделенные слова произносите вместе с ребенком, потом ребенок научится произносить их сам.

Материал подготовила: С.А. Чипурко, учитель-логопед Ресурсного Центра раннего вмешательства

УЗ «19-я городская детская поликлиника» г. Минска.

поделиться в: