Порядка 80 % детей младшего школьного возраста в Беларуси имеют неправильный прикус.
Почему распространены зубочелюстные аномалии и как вырастить ребенка со здоровой и красивой улыбкой? Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала врач стоматолог-ортодонт, заведующая ортодонтическим отделением УЗ «19-я городская детская поликлиника» Ирина Анискович.
— Говорят, что сегодня почти нет детей с ровными зубами. Так ли это? Насколько распространены зубные аномалии у подрастающего поколения?
— Во всем мире наблюдается рост зубочелюстных аномалий у людей. Тенденция такова, что размеры челюстей и межзубных промежутков уменьшаются, а размер зубов остается прежним. Вероятно, сказался характер питания. Пища стала более мягкой, рафинированной, люди затрачивают меньше усилий на ее пережевывание. Действительно, патологий стало больше, да и их выявляемость увеличилась. В различных возрастных группах частота ортодонтических заболеваний варьируется. Так, порядка 50 % детей в возрасте от 3 до 6 лет имеют нарушения во временном прикусе, 70–80 % детей младшего школьного возраста — в сменном прикусе. У подростков зубные аномалии встречаются уже реже, их частота снижается до 30–40 %.
— Из-за чего возникают зубочелюстные аномалии?
— В большинстве случаев они передаются по наследству, но бывают и приобретенные. На формирование правильного прикуса у ребенка влияет ряд факторов. Ключевую роль играет характер вскармливания сразу после рождения ребенка. При кормлении грудью у малыша гармонично формируется челюсть, он учится правильно глотать. Если же его вскармливают искусственно, то развитие зубочелюстной системы зависит от того, какая соска, консистенция пищи. Причина формирования неправильного прикуса и неправильного типа глотания — наличие вредных привычек у ребенка: сосание предметов, соски. Нужно до 1 года отучить ребенка от соски, грамотно вводить прикорм, чтобы он учился жевать. Когда у малыша появляются зубы, важно сохранить их до смены. В последнее время распространен ранний детский кариес. Основная причина его возникновения в том, что детей вскармливают искусственно, по требованию — ночью. Соответственно, молоко и смеси остаются на зубах, образуется кариес, и ребенок преждевременно теряет зубы. В такой ситуации нарушается рост и развитие челюсти. Преждевременно удаленные зубы нужно замещать профилактическими протезами. Поэтому важно с начала прорезывания зубов проводить профилактику кариеса — чистить зубы малышу специальной насадкой, которая надевается на палец, а также исключить ночные кормления и вместо смеси давать воду. Когда ребенок подрастет, нужно приучить его ухаживать за полостью рта. Родители должны контролировать у детей чистку зубов до 9 лет.
Также для развития зубочелюстной системы важно общее состояние здоровья ребенка. Если он часто болеет простудными заболеваниями, то у него формируется смешанный тип дыхания, развиваются неправильные функции жевательных мышц: открытый рот, скрежетание зубами, их сжатие. Кроме того, нарушение осанки приводит к нарушению прикуса.
— С какими проблема к вам обращаются?
— Основная масса пациентов — с патологией легкой степени выраженности. Это неправильный прикус, скученность зубов, недоразвитие челюстей.
— Как родителям понять, что у ребенка неправильный прикус, и вовремя отвести его к ортодонту?
— При прохождении ежегодных профилактических осмотров у детского стоматолога выявляются аномалии зубочелюстной системы. Также диагностировать ортодонтические проблемы может и логопед. Он выявляет не только неправильное произношение звуков, но и неправильную укладку языка, что также относится к причинам нарушения прикуса. Порой прежде чем приступить к исправлению прикуса у ребенка, необходимо, чтобы он позанимался с логопедом.
— Как проходит лечение зубных аномалий?
— Все очень индивидуально и зависит от диагноза, возраста ребенка. Это может быть миогимнастика, пришлифовка зубов, установка заместительных протезов, если зубы утрачены, аппаратурное лечение. Как правило, оно назначается детям с 6–8 лет и старше, когда происходит смена зубов, и предполагает ношение пластинки. Брекеты устанавливают детям от 12–13 лет и старше, когда уже сформирован постоянный прикус. Дети с зубочелюстными аномалиями — диспансерная группа и периодически наблюдаются у врача. Если в детском возрасте исправлять нарушения прикуса, то впоследствии, если не наступит полное выздоровление, патология перейдет в более легкую форму.
— Как быть родителям, если ребенок отказывается носить пластинку, ставить брекеты?
— Важна совместная работа родителей и врача. Врачу необходимо объяснить родителям и ребенку необходимость лечения, а родителям в свою очередь подготовить ребенка к нему. Маленькие дети могут ломать пластинки, терять их. Дети постарше хотят иметь красивую улыбку и без проблем соглашаются на ортодонтическое лечение, но есть и те, кто отказывается от него. Настаивать на лечении или нет — зависит от степени сложности патологии. Если нет функциональных нарушений, только эстетические, то сделать красивую улыбку можно и позже при желании и осознании проблемы.
— Какие могут быть последствия нарушения прикуса?
— Ортодонтическое лечение направлено в первую очередь на сохранение здорового периодонта. Из-за неправильного прикуса могут возникнуть заболевания периодонта — воспаление десен, повреждение связки, которая укрепляет зубы, возникает подвижность зубов и их потеря. Также возрастает угроза развития кариеса, если зубы стоят неправильно, тесно, затруднено их очищение. Кроме того, при неправильном прикусе реставрация, протезирование зубов недолговечно. Так что зубочелюстные аномалии — отнюдь не эстетическая проблема.
АВТОР:
Виктория Семенович