Протекает она так же, как и у взрослых, часто маскируясь такими симптомами как нарушение поведения, гиперактивность, неуспеваемость в школе, колебания артериального давления, различные соматические симптомы.
Выделяют 10 симптомов детского стресса, которые могут перерасти в депрессию:
1. Чувство собственной никчемности или вины. Ребенок чувствует, что не нужен семье и друзьям или же у него возникает стойкое впечатление, что «он затерялся в толпе».Начинает ощущать неловкость, чувство вины в обществе людей, с которыми у него раньше были прекрасные отношения. На вопросы отвечает стеснительно и односложно.
2. Проблемы концентрации внимания и ухудшение памяти.
Ребенок часто забывает, о чем говорил несколько минут назад. Теряет нить беседы, как будто ему совсем неинтересен разговор. Трудно собирается с мыслями, школьный материал «в одно ухо влетает, из другого вылетает».
3. Чрезмерная усталость и нарушения сна.
Постоянно чувствует себя уставшим, и, тем не менее, ему трудно заснуть. А утром - не поднять. «Сознательное» просыпание первого урока - один из самых частых видов протеста против школы.
4. Боязнь тишины и/или шума.
Ребенку неприятно, когда его окружает тишина, поэтому он или непрерывно говорит, или, оставаясь в помещении один, обязательно включает громко музыку или телевизор. Однако может быть противоположное явление: он болезненно реагирует на любой шум, вздрагивает от резких звуков.
5. Нарушение аппетита.
Теряет интерес к пище, ест с уговорами даже прежде любимые блюда, или ест много, все без разбора.
6. Раздражительность, вспыльчивость и агрессивность.
У ребенка снижается самоконтроль. В любой момент по самому незначительному поводу он может выйти из себя, вспылить, грубо ответить. Любое замечание взрослых встречаются в штыки.
7. Бурная деятельность и/или пассивность.
Развивается лихорадочная активность: ребенок ерзает, все время что-то перекладывает или теребит. На месте не сидит ни минуты. "Движение ради движения". Нередко испытывая внутреннее беспокойство, в подростковом возрасте ребенок с головой погружается в деятельность, подсознательно стремясь забыться и переключиться. Но стресс может проявлять себя и обратным образом: ребенок упорно уклоняется от домашних дел и занят какими-то бесцельными вещами.
8. Колебания настроения.
Периоды подъема легко сменяются злобным или плаксивым настроем. И так может быть по нескольку раз за день.
9. Отсутствие или чрезмерное внимание к внешности.
Ребенок перестает интересоваться своей внешностью или до абсурда долго вертится перед зеркалом, по десять раз переодевается перед походом даже в магазин, садится на жесткую диету, чтобы только сбросить вес (опасность развития анорексии), - это тоже может быть вызвано стрессом.
10. Замкнутость и нежелание общаться. Суицидальные мысли или попытки.
Пропадает интерес к сверстникам. Внимание со стороны окружающих вызывает раздражение. Когда звонит телефон, думает, брать ли трубку, часто просит сказать, что его нет дома. Появление суицидальных мыслей, угроз.
Как смягчить стресс у детей?
- Подъем и зарядка.
Приучать ребенка к раннему утреннему подъему нужно постепенно. Как впрочем и к утренней зарядке, которую нужно делать вместе с ребенком - больше пользы и вам и ему! Постепенное приучение к новому ритму жизни поможет ребенку втянуться в учебный процесс, а физические нагрузки способствуют укреплению нервной системы.
Завтрак и сборы.
- Собираться нужно с вечера. Только не берите эту обязанность полностью на себя - это забота ребенка. Можно напомнить и помочь, но собираться он должен сам. Чувство ответственности укрепляет самооценку.
- Необходимо в обязательном порядке утром - это завтрак. Утренняя еда должна быть сытной и сбалансированной. Кроме всего прочего завтрак должен быть не только вкусным, но и полезным.
- Еда с собой.
- Давать ребенку с собой фрукты и бутылочку с негазированной минеральной водой. Это важно - обезвоживание опаснее для организма, чем даже голод. Кроме того, оно влияет на интенсивность мыслительного процесса.
- Возвращение из школы.
- Обед, если ребенок не есть в школе, должен обязательно включать суп. При этом насильно заставлять ребенка есть второе не стоит. Отложите еду на полдник.
Если ночного сна было недостаточно, то ребенок может поспать и днем, только недолго. После обеда можно так же погулять - ребенку нужен свежий воздух и физическая активность. А вот сразу же садиться за уроки не стоит - организму нужен отдых. Оптимальное время для выполнения домашнего задания - с 16.00 до 17.00.
Помощь родителей.
Вы можете помочь ребенку выполнять домашнее задание в младших классах, но сидеть с ним постоянно не следует. Иначе он не сможет впоследствии работать самостоятельно. Будьте рядом, чтобы он мог попросить помощи, но не делайте что-то за него.
Следите за тем, чтобы ваше общение не сводилось только к проверкеуроков. Учеба - важно, но близкие отношения с ребенком важнее.
- Сладких снов.
- Детям 7-10 лет необходимо спать не менее 10-10,5 часов в сутки, а подросткам - не менее 8-9 часов. Хроническое недосыпание приводит к неврозу и снижению работоспособности.
Проветривайте комнату, не позволяйте слишком активные игры (в том числе и компьютерные) перед сном, ограничивайте просмотр телевизора. Лучший способ подготовки ко сну - ритуал, который может включать прогулку, спокойный разговор, чтение, рукоделие, а так же обязательные гигиенические процедуры.
Старайтесь не ругать ребенка за оплошности в учебе. Убеждение, разъяснение сработают гораздо эффективнее. Оптимизм и юмор - это тоже союзники в помощи ученику.
Кризисы развития неизбежны и через них проходят все люди в определенные периоды жизни, но все когда-нибудь заканчивается, и кризисы тоже.
Врач реабилитолог (заведующий отделением медицинской реабилитации)
Долголикова Ирина Владимировна