С каждым днем малыш становится взрослее... Иногда это стремительное движение вперед ставит вас в тупик, потому что найти полезное занятие для такого умницы становится все сложнее. Предлагаем вам на этот случай игровые упражнения. Благодаря им вы сможете, совмещая приятное с полезным, научить ребенка очень важным вещам.
Уже давно известно, что основным и естественным видом деятельности маленького ребенка является игра. И если родители хотят увидеть в своём малыше здорового, жизнерадостного и в то же время умного ребенка, умеющего мыслить, думать, правильно говорить, находить взаимопонимание со сверстниками, то начинать его развитие нужно именно с игры.
Мы предлагаем примерный план-рекомендации по проведению игровых действий и заданий с малышами на улице и дома. На основе его вы сможете сами придумывать свои игры.
Игры с водой
- Познакомьте малыша с водной средой:
- налейте в лейку воды. Полейте ручки ребенку, говорите при этом: «Водичка льется»;
- налейте в тазик воды, пусть малыш наблюдает, как вы это делаете, и поможет вам наливать воду из леечки.
- Обратите внимание на то, какая вода лёгкая, как в ней хорошо находиться.
- Рядом с тазиком положите игрушки: лодочку, мячик, уточку. Попросите ребенка взять уточку и положить в воду. Дайте возможность ребенку поиграть с уточкой в воде (покажите ребенку, как уточка плавает, ныряет).
- Положите в воду куклу. Купайте ее вместе с малышом. Посадите в воду малыша, дайте ему маленькую леечку. Вместе с ним полейте из леечки на куклу.
- Дайте ребенку лодочку и скажите: «Лодочка плывет», пусть ребенок самостоятельно играет с лодочкой в воде.
- Чтобы вернуть любовь к купанию, можно воспользоваться весёлым стихотворением. Проговаривая его строчки, показывайте все названные вами предметы.
Льётся в ванночку вода.
Эй, игрушки, все сюда!
Утки, зайчики и кошки,
Я помою вас немножко!
Я пример вам всем подам
И теперь помоюсь сам.
Весело и ловко
Мою я головку!
Лапочки и уши
Обольём из душа.
Ну-ка, не лениться!
Кто не хочет мыться?
Мылю я мочалку —
Мыла мне не жалко!
Посмотри-ка! Посмотри!
Ах, какие пузыри!
А теперь ополоснусь,
В полотенце завернусь.
Вот какой я чистый,
Розовый, душистый
Советы: Если ребенок боится воды, поиграйте вместе с ним с водой и игрушками. Старайтесь приобщать ребенка к водной среде ежедневно.
Игры на природе
Во время прогулки надо непременно рассказывать ребенку обо всем, что встречается на пути, что известно из собственного опыта. Очень важно делать это с готовностью и любовью, вкладывая в интонацию восхищение даже неприметными деталями.
- Познакомьте малыша с разными природными объектами в парке, в лесу. Подводите его к деревьям, цветам. Дайте возможность самому ребенку выбирать объект для наблюдения.
- На собственном примере покажите, как нужно с ними бережно обращаться:
- погладьте ручкой ребенка растение и скажите: «Красивый цветок, нежный, маленький»;
- предложите ребенку несколько листиков деревьев, берите их аккуратно, чтобы не поломать.
- Проводите развивающие занятия по общению с природой:
- возьмите на руки малыша, поднимите к дереву и дайте возможность рассмотреть, как растут листики на деревьях;
- когда придете домой, вместе с ребенком поставьте листья и веточки в вазочку, а другой материал сложите в коробочку. Используйте данный материал в играх с ребенком.
- Больше времени по возможности проводите на природе.
Маме можно заранее подобрать и выучить коротенькие стихотворения о полевых цветах, птицах, насекомых, временах года, солнышке, дождике, ветре, например:
"Божья коровка, полети на небо...",
"Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко...",
"Дождик, дождик, посильней, чтобы было веселей..."
Или присказка о бабочке:
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки —
На березовой ветке.
О грибе:
Боровик, боровик,
Красная головка,
Покажись, боровик,
Дам тебе морковку
Лучше гулять в разных местах: сегодня в парке, захватив с собой булочку для голубей, а завтра отправиться к ближайшему пруду, роднику, речушке.
Советы: Чаще выводите ребенка на прогулки, где есть много природных объектов. Давайте возможность ему самому выбрать объект наблюдения. Не выбрасывайте то, что собрал ребёнок.
Игры в доме
- Обращайте внимание малыша на предметы и вещи в доме:
- возьмите малыша за ручку и подведите к шкафу, где сложена его одежда. Скажите: «Это шкаф»;
- дайте возможность ребенку потрогать шкаф ручками, открывать и закрывать дверки.
- Выполняйте несложные упражнения с предметами по типу «Возвращение используемых предметов на свои места»; приобщайте ребенка оказывать любую посильную помощь взрослому:
- достаньте предмет из шкафа. Назовите ребенку предмет, например: «Это платье». Положите на место. Скажите ребенку: «Возьми платье». А затем аккуратно помогите малышу положить его на место. Скажите: «Положи платье»;
- подойдите с малышом к книжной полке. Скажите: «Дай мне книжечку». Посмотрите вместе с малышом книжечку. Медленно, аккуратно ручкой ребенка листайте страницы в книге, чтобы ребенок смог рассмотреть картинки. Скажите ребенку: «Положи книжечку на полку». Покажите ребенку, как аккуратно можно это сделать.
- Поощряйте любые самостоятельные действия малыша. Помогайте малышу:
- предложите малышу самостоятельно пройти к шкафу, где лежит его одежда. Скажите: «Иди к шкафчику», «Дай мне платье»;
- если ребенок будет неаккуратно брать и класть предметы, помогите ему.
Советы: не ругайте малыша, если у него не всегда, получается, аккуратно положить какой-либо из предметов на место, а исправьте его ошибку вместе с ним. На собственном примере обучайте ребенка бережному отношению к окружающим его предметам.
Игры за столом
- Ребенка уже с ранних лет необходимо приобщать к поведению за общим столом:
- посадите ребенка за стол. Сядьте рядом и скажите: «Покушаем».
- На собственном примере показывайте, как нужно пользоваться столовыми принадлежностями:
- возьмите ложечку, называя при этом предмет. Покажите ребенку, как нужно кушать из тарелки;
- возьмите рукой ребенка ложечку и поднесите ко рту ребенка. Скажите: «Вкусная каша»;
- дайте ребенку самому попробовать подержать ложечку и выполнить действия с едой. Если у ребенка не получается есть ложкой, помогите ему, направляйте его действия;
- когда малыш поест, дайте ему салфетку. Покажите, как ей пользоваться на собственном примере и скажите: «Вытираем ротик»;
- после еды скажите малышу: «дай тарелочку», «дай ложечку». Покажите ребенку, как будете мыть посуду.
- Поощряйте самостоятельные действия ребенка. Помогайте малышу:
- дайте ребенку игрушечную посуду, маленький тазик с водой и понаблюдайте за его действиями. В случае неправильного обращения с предметами, поиграйте вместе с малышом.
Советы: Садитесь за стол вместе с ребенком. Не торопите малыша. Не старайтесь всегда сами кормить ребенка из ложечки.
Игры с красками
- Налейте вместе с ребенком воду в прозрачную банку (не стеклянную). Скажите: «Водичка в баночке», «Покажи, где водичка».
- Посадите малыша за стол. Сами сядьте рядом.
- Возьмите кисточку (мягкую №5-6, белка). Проведите по ладошке ребенка. Скажите: «мягкая, пушистая». Дайте ребенку кисточку, понаблюдайте за его действиями.
- Окуните кисточку в воду и помешайте ею воду. То же проделайте вместе с ребенком.
- Развивайте у малыша восприятие цвета:
- поставьте на стол баночку с краской, рукой ребенка окуните кисточку в краску, затем поместите окрашенную кисточку в воду и помешайте. Скажите: «Красивая водичка», «Красная водичка» (в зависимости от цвета). Покажите малышу цветную воду, подняв баночку на уровень глаз ребенка.
- Поставьте перед ребенком 2-3 баночки с краской. Пусть ребенок попробует проделать упражнения самостоятельно.
- Называйте цвета, в которые ребенок окрашивает воду: «Синяя водичка» и т.д.
- Поощряйте самостоятельные действия ребенка. Помогайте малышу:
- расстелите рулон старых обоев, посадите малыша на пол. Возьмите мисочку, разведите в ней краски. Обмакните ручку малыша и оставьте отпечаток на бумаге. Размазывайте краску по бумаге одним или двумя пальчиками, всей ладошкой, шлепайте ладошками, оставляя следы. Веселитесь, наслаждайтесь игрой с красками. Разделите с ребенком его восторг от игры! Рядом с вами пусть будут влажные салфетки или тряпочки, которыми можно будет вытереть ручки.
Советы: Не давайте ребенку краски сразу многих цветов. Поправляйте кисточку в руке малыша. Не ругайте малыша, если он испачкает одежду или стол.
Игры с карандашами
- Помогайте правильно использовать предметы по изодеятельности:
- дайте ребенку карандаш (цветной мягкий). Скажите: «На карандаш». Понаблюдайте за действием ребенка;
- возьмите себе карандаш (другого цвета). Проведите по листу бумаги. Скажите: «Карандаш рисует». Дайте ребенку лист бумаги. Понаблюдайте за действием.
- Хвалите за любое создание творческой работы, даже если она находится на элементарном уровне:
- рукой ребенка проведите карандашом по листу бумаги дорожку, кружочек. Скажите: «Карандаш нарисовал дорожку», «Нарисовал кружок». Покажите на кружок и на дорожку.
- Поощряйте самостоятельные действия ребенка:
- положите на середину листа несколько цветных карандашей (не более 4-х цветов). Пусть ребенок самостоятельно выбирает цвета по желанию;
- называйте выбранный ребенком цвет. Направляйте действия в случае необходимости.
Советы: Не затачивайте карандаши слишком остро. Поправляйте в руке у малыша карандаш по необходимости. После занятия складывайте вместе с ребенком карандаши в коробку. Сохраняйте рисунки ребенка для сравнения.
Уважаемые родители! Помните, что многое в жизни человека закладывается именно в процессе игры.
Желаем вам творческих успехов в вашей совместной деятельности с ребенком!
Материал подготовила: С.А. Чипурко, учитель-логопед Ресурсного центра раннего вмешательства
УЗ «19-я городская детская поликлиника» г. Минска.