Консультация специалиста. "Вопрос-ответ"

Какие существуют мифы о наркотиках

Популярные мифы о наркотиках.

О том, что «травка» не считается наркотиком, любят говорить те, кто хочет казаться крутым перед новичками. А еще они говорят, что зависимость наступает, только когда пробуешь тяжелые наркотики несколько раз, и то не факт.  А на самом деле?

О наркотиках

  • Миф первый: Попробуй только один раз – ничего не будет. 

На самом деле: Если тебя берут на слабо, и ты все-таки решил попробовать – осознавай, что сделал первый шаг в ловушку. И такой же шаг однажды сделали все те, кто сейчас корчится от боли где-нибудь в вонючих клоповниках, или идет на любые унижения ради безумной потребности получить новую дозу. Потому что это будет не один раз.

И кстати, от первой дозы тоже умирают или становятся инвалидами. Только об этом не говорят новичкам.

  • Миф второй: Только слабаки попадают в зависимость. Всё можно контролировать, главное — знать, как.

На самом деле: Физиология у всех людей одинаковая. Не важно, сильный у тебя характер или нет. Возможно даже, что когда-то ты легко смог бросить курить. С наркотиками так не будет.

Уловить, когда начинается привыкание к наркотику, физически невозможно. Как только в мозге начали вырабатываться эндоморфины (гормоны счастья), это признак того, что ты попался. Фишка в том, что как только подумаешь: «Со мной что-то не так», значит, уже поздно, и ты падаешь в пропасть. Беги. К родителям, человеку, которому доверяешь, в Центр дружественного отношения к подросткам (есть в поликлиниках, там анонимно), беги за помощью. 

  • Миф третий: Если употреблять легкие наркотики, то зависимость не сформируется.

На самом деле: На свете не существует наркотиков легких и тяжелых – это всё равно что быть «немножко беременной». Вещества, которые называют «легкой дурью», точно так же разрушают мозг и делают человека умственно отсталым, как и все остальные. От них также умирают в мучениях. 

Например, легким наркотиком называют экстази – а любой поисковик в два клика выдаст информацию о том, до какой степени токсины этой дряни разъедают нейроны головного мозга.

  • Миф четвертый: «Травка» безвредна. Это не наркотик.

На самом деле: Работает это так. Листья конопли выделяют смолу с сильным запахом. Эта смола содержит психоактивные вещества (каннабиоиды), и одно из них (дельта-9-тетрагидроканабинол) способно вызывать ложные ощущения расслабленности и безграничной радости.

При этом дым от «косяка» с марихуаной (это и есть конопля) сильно повреждает легкие. Вскоре начинает болеть в груди, воспаляется горло, и с каждым новым «косяком» поражается вегетативная нервная система, ухудшается память, становится тяжелее соображать, в организме происходят сбои, ведущие к раку. Мало того, 99% курильщиков конопли переходят на героин или другой «тяжелый» наркотик.

А тот, кто говорит, что марихуана не наркотик, не видел каннабиоидных наркоманов со стажем. Или зачем-то врет.

  • Миф пятый: Наркотики помогают почувствовать ни с чем не сравнимый «кайф».

На самом деле: Новичок однозначно не получит никакого «удовольствия» от дозы. Потому что его организм будет воспринимать яд именно как яд, и реагировать соответственно: появится неприятное чувство отупения, могут начаться рвота и понос. Тело будет изо всех сил бороться с токсинами.

Возможно, тебе говорят: я однажды попробовал, и вот же, ничего не произошло, я не завишу от наркотиков! Тогда спроси, почему человек продолжает думать и говорить об этом? Потому что его не оставляет мысль об обещанном «кайфе», которого не было.

Новички пытаются искать удовольствие в симптомах отравления токсинами.

А те, кто зачем-то старается подсадить их на наркотики, никогда не расскажут о главном.

КАК ТОЛЬКО ТЫ ПЕРВЫЙ РАЗ ПОЧУВСТВУЕШЬ ЧТО-ТО ПРИЯТНОЕ – ТЫ УЖЕ НАРКОМАН (смотри миф 2).

Значит, зависимость сформировалась, и ты влип так, что проблемы всего мира скоро покажутся тебе с маковое зернышко.

 Можешь спорить сколько угодно и пытаться доказать обратное – поздно, физиологические процессы запущены.

И кстати, обещанная эйфория, которую так ищут начинающие наркоманы, может вообще не наступить.

Потому что удовольствие каждый представляет по-своему, это очень индивидуально. Но и об этом тоже не говорят новичкам.

Инструктор валеолог  Дудяк Наталия Александровна

свернуть

Как вести себя с ребенком, чтобы не развивалась зависимость от гаджетов

В век компьютерных технологий проблема зависимости детей от гаджетов становится как никогда острой. Многие, наверное, не раз наблюдали картину, когда родители суют ребенку смартфон, чтобы от него «отделаться». «Вот тебе, умник, мультики, и отстань от родителей!» — это так знакомо, не правда ли?

Дети быстро привыкают. Пока гаджет в руках, не издают ни звука, но стоит его отнять — сразу в крик. А потом родители удивляются, почему с детьми невозможно найти общий язык, и почему у них не складываются отношения в реальной жизни.

Навыки общения закладываются в нас с самого детства. По мнению педиатров, возраст от 0 до 3 лет очень важен для развития зрения, формирования речевого аппарата и обогащения словарного запаса малышей. Детям до 3 лет особенно важно, как можно больше разговаривать с родителями и сверстниками, а не с маминым смартфоном.

Американская академия педиатрии заявляет, что дети в возрасте 0–2 лет вообще не должны подвергаться воздействию электронных устройств. А в возрасте от 3 до 5 лет должны пользоваться гаджетами не более одного часа, с 6 до 18 лет — двух часов в день.

В то же время статистика утверждает, что современные дети проводят перед экраном в среднем в несколько раз больше времени, 6–7 (!) часов в день. Большинство американских детей ежедневно пользуются мобильными устройствами с двух лет, а с 7–8 лет уже имеют постоянный доступ к интернету.

Мобильные устройства значительно увеличили доступность современных технологий для маленьких детей. Поэтому педиатр Крис Роуэн настаивает на том, чтобы запретить использование мобильных электронных устройств детьми в возрасте до 12 лет. Вот 10 главных причин для такого решения.

Зависимость от гаджетов

Чем больше родители проверяют почту, прокручивают ленту новостей, стреляют в монстров и смотрят сериалы, тем больше они отдаляются от своих детей. Нехватка внимания взрослых часто компенсируется всё теми же гаджетами и цифровыми технологиями.

В отдельных случаях малыш сам становится зависимым от портативных устройств, интернета и телевидения. Уже сейчас зависимость детей от гаджетов приобрела черты эпидемии. Каждый одиннадцатый ребенок в возрасте 8–18 лет — «цифровой наркоман».

Вредное излучение

В 2011 году Всемирная организация здравоохранения и Международное агентство по изучению рака классифицировали радиоизлучение сотовых телефонов и других беспроводных устройств как потенциальный канцероген, определив в группу 2B («возможно, канцерогенных для человека» факторов). Однако следует учитывать, что дети более чувствительны к различным негативным воздействиям, поскольку их мозг и иммунная система всё еще развиваются.

Влияние на развитие мозга

Мозг младенца втрое увеличивается в размерах от рождения до двух лет и продолжает расти вплоть до 21 года. Развитие мозга в раннем возрасте определяется раздражителями окружающей среды или их отсутствием.

Стимулирование мозга избыточным воздействием гаджетов, как показывают исследования, чревато когнитивными задержками, повышенной импульсивностью, снижением способности к саморегуляции и самодисциплине.

Отставание в развитии

Сидение за планшетом или телефоном, а значит, недостаток движения может привести к задержке физического и умственного развития. Эта проблема стала очевидна в США, где каждый третий ребенок поступает в школу, имея отставание в развитии, что ярко отражается на его успеваемости.

Физическая активность, в свою очередь, улучшает внимание и способность к познанию и усвоению нового. Ученые утверждают, что применение электронной техники вредит развитию детей и отрицательно влияет на их обучаемость.

Ожирение

Увлечение просмотром телевизора и компьютерные игры — примеры непищевых привычек, которые напрямую связаны с эпидемией лишнего веса. Среди детей, которые неконтролируемо и постоянно пользуются портативными электронными устройствами, ожирение встречается на 30 % чаще.

Каждый четвертый молодой канадец и каждый третий американский подросток страдают от лишнего веса, причем среди них в 30 % случаев будет диагностирован диабет.

Вдобавок к этому подростки, страдающие ожирением, подвергаются более высокому риску раннего инсульта и сердечного приступа, что серьезно сокращает продолжительность их жизни. Ученые бьют в колокола, призывая всех родителей следить за весом детей, ведь первое поколение XXI века имеет большие шансы умереть раньше своих родителей.

Проблемы со сном

Статистика по США говорит о том, что 60 % родителей вообще не контролируют, как тесно их чада дружат со всевозможными гаджетами, а в трех из четырех семей детям разрешают брать электронные устройства даже с собой в кровать.

Синее свечение экранов телефонов, планшетов и ноутбуков препятствует нормальному засыпанию, что приводит к сокращению времени отдыха и недосыпу. Ученые по вредности для организма сравнивают недостаток сна с недоеданием: и то, и другое истощает организм, а соответственно, отрицательно сказывается на успехах в школе.

Психологические расстройства

Интернет-зависание часто приводит к замкнутости и развитию фобий. Этот список можно смело дополнить биполярным расстройством, психозом, поведенческими отклонениями, аутизмом и расстройством привязанности (то есть нарушением тесного эмоционального контакта с родителями).

К сведению, один из шести канадских детей имеет какое-либо психическое заболевание, что зачастую лечится лишь сильными психотропными препаратами.

Агрессивность

Жестокость на телевидении и в компьютерных играх находит свое отражение в реальной жизни. Ребенок получает готовую схему поведения, которую он может реализовать в окружающей его действительности.

И множество исследователей приходят к одному и тому же выводу: насилие с экрана имеет как краткосрочный, так и долгосрочный эффект — агрессия может проявиться далеко не сразу.

Цифровая деменция

Научные наблюдения доказывают, что влияние гаджетов на детей в возрасте 1–3 лет приводит к проблемам с концентрацией внимания к седьмому году жизни. Дети, которые не могут сосредоточиться, попросту теряют возможность что-либо узнать и запомнить.

Отдаление от реальности

Чрезмерное использование детьми электронных технологий не только влияет на их психику и способность к эмпатии, но и делает их более уязвимыми в условиях реальной жизни, которую они, по большому счету, не знают.

То есть время, проведенное в виртуальном мире, часто не учит их ничему полезному, а знание электронных устройств не обеспечивает успех в будущем, потому что технологии постоянно совершенствуются, и успевать за ними будет всё сложнее.

Совет редакции

Так что же делать родителям? Может быть, просто забрать у ребенка все гаджеты, телевизор и запретить выходить в интернет? Так только хуже. Ребенок будет злиться на родителей, и они станут в его глазах врагами.

Гаджеты — необходимая часть современной жизни. Нужно позволить ребенку учиться пользоваться смартфоном, но не слишком рано. Не стоит пихать телефон в руки годовалому ребенку лишь бы отвлечь его внимание. В годик ребенку можно показать столько интересного в привычном нам окружающем мире, для этого вовсе не нужны смартфоны.

Забирать смартфон не стоит, но ограничить время, которое ребенок проводит у экрана, всё-таки необходимо. Педиатры советуют выработать четкие правила пользования гаджетами для всей семьи.

Например, определить пространства, свободные от гаджетов, — кухню, гостиную или машину. Желательно договориться, что за обеденным столом телефонам не место.

Хорошо бы настоять на том, что час перед сном дети ничего не смотрят. Чтобы добиться большего эффекта, можно проявить солидарность и ввести ограничения и для себя (может быть, это будет полезно и родителям?).

Нынешнее время технологий и Интернета отбирает у ребенка очень много времени на вещи, которые его совсем не развивают: социальные сети, бесконечные мультики и игры.

Лучшее, что могут сделать родители для своих детей — это и для себя ввести «время без гаджетов», отложить в сторону телефоны и планшеты, и просто общаться, играть, шутить и быть по-настоящему близкими!

 

Инструктор валеолог Дудяк наталия Александровна

УЗ «19-я городская детская поликлиника»

Источник: positivno.me

свернуть

Аутизм

Аутизм является нарушением психического развития, которое характеризуется расстройствами моторики и речи, нарушением социального взаимодействия. Это заболевание оказывает сильное влияние на ранее развитие ребенка и на всю жизнь человека в дальнейшем. В настоящее время не существует медицинских анализов, которые смогли бы диагностировать аутизм. Только наблюдая за поведением ребенка и его общением с окружающими можно поставить диагноз «аутизм».

Аутизмом приблизительно в четыре раза чаще страдают мальчики. Заболевание это встречается довольно часто, за последние годы отмечается значительный рост диагностированных случаев аутизма и расстройств аутистического спектра: в США и Великобритании регистрируется около 9 11 случаев на 1000 детей).

Причины аутизма:

На проявления аутизма большое влияние оказывают:

  • генетические факторы, то есть нарушения на уровне генов (чаще всего – в виде спонтанных мутаций);
  • средовые факторы в виде состояния здоровья матери, патология течения беременности и родов и т.п.;

Сочетание генетических и средовых факторов оказывает воздействие на формирование головного мозга, изменяет развитие и поведение ребенка.

Расстройства аутистического спектра проявляются главным образом в 3 областях:

  1. В области общения (Как человек общается с детьми и взрослыми (нарушения социального взаимодействия).
  2. В области речи и коммуникации (Как человек разговаривает, пользуется жестами или выражением лица.
  3. В области поведения (Как человек ведет себя (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности).

Симптомы нарушения общения (нарушения социального взаимодействия):

Часто маленький ребенок с аутизмом ведет себя необычно по сравнению со сверстниками:

  • будто он настроен «на свою волну»,
  • он может не проявлять интереса к играм других детей, отказывается от участия в общих играх,
  • его бывает сложно заинтересовать чем-то, что ему предлагает взрослый;
  • он не подражают мимике, жестам, действиям других людей или повторяет эти действия неосознанно, не связанно с ситуацией;
  • он игнорирует чувства и существование других людей (даже родителей);

Симптомы нарушения неречевой и речевой коммуникации:

Ребенок с аутизмом может иметь нарушения неречевого и речевого общения различной степени тяжести:

  • у некоторых детей отсутствуют или очень скудные мимика и жесты (отсутствует или поздно появляется указательный жест);
  • ребенок не улыбается в ответ;
  • малыш не устанавливает зрительный контакт с собседником;
  • имеются проблемы с выполнением просьбы взрослого (часто кажется, что ребенок не слышит обращения к нему, не реагирует на свое имя и просьбы);
  • сложно привлечь внимание ребенка к предмету или игрушке;

Речь:

  • может отсутствовать;
  • ребенок знает и повторяет много слов, иногда даже целые тексты, но имеющиеся слова, фразы и тексты не используются в контексте текущей ситуации, т.е. малыш не использует их для общения;
  • довольно часто имеются проблемы с фонетической стороной речи (проблемы с интонацией, ритмом, монотонность речи).

Симптомы нарушений поведения:

У ребенка с расстройствами аутистического спектра, как правило имеются симптомы нарушения поведения: проявляются своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов:

  • ребенок может играть в игрушки необычным образом (например, выстраивать их в ряд или в высоту, раскручивать их в руках, обнюхивать, облизывать),
  • ребенок может часто совершать повторяющиеся действия (раскачивания, подпрыгивания, размахивание руками, бег по кругу, открывание - закрывание дверей, переливание воды из емкости в емкость);
  • малыш может сильно тревожиться, проявлять истерики, агрессивное и аутоагрессивное поведение при изменении окружающей обстановки;
  • ребенок может концентрировать внимание на чем-то одном, проявлять привязанность к одному предмету (игрушке);
  • малыш отдает предпочтение уединению, играм с самим собой;
  • отсутствует воображение и интерес к воображаемым событиям.

Кроме основной триады симптомов, у детей с расстройствами аутистического спектра, могут проявляться и другие группы симптомов:

  • нарушения моторики;
  • обостренная чувствительность;
  • нарушение чувства опасности;
  • расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • нарушения сна.

Для диагностики аутизма наиболее часто используются следующие инструменты:

  1. В качестве скринингового инструмента - M-CHAT.
  2. Для углублённой оценки и установления диагноза: диагностические критерии «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам 5-го издания Американской психиатрической ассоциации, ADOS, ADI-R.

Помощь детям с аутизмом

Рано начатое обучение, индивидуальный подход к лечению, интенсивная терапия, участие всех членов семьи в обучении приводят к заметным улучшениям в развитии большинства детей с аутизмом.

Для детей с аутизмом нужны особые условия, формы и методы обучения и воспитания. Помощь детям с аутизмом требует индивидуального подхода.

Наиболее распространенными, научно-обоснованными, зарекомендовавшими себя с практической стороны подходами в работе с детьми с аутизмом являются:

  • TEACCH-программа (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children) — программа коррекции и обучения для аутичных детей и детей со сходными нарушениями общения;
  • АВА («Applied Behavior Analysis» — прикладной анализ поведения) — поведенческий подход (процесс систематического и последовательного обучения с использованием подсказок и поощрения желаемого поведения).
  • Методы сенсорной интеграции;
  • Эмоционально-уровневый подход.

Общей целью для всех этих подходов является достижение как можно более высокого уровня социализации ребенка с аутизмом, в основе каждого из них лежит своя идеология. Представители каждого из направлений полагают, что их подход единственно верный и показан всем детям с аутизмом. Однако, аутистические расстройства настолько неоднородны, что наиболее верной является позиция — «разным детям, в зависимости от их индивидуальных особенностей»

Медикаментозная терапия при расстройствах аутистического спектра используется редко, врачи могут назначать препараты, действие которых направлено на снижение выраженности проблем поведения (гиперактивности, возбудимости, раздражительности, нарушений сна), могут также применяться лекарства, влияющие на работу желудочно-кишечного тракта.

Следует отметить, что не существует лекарств, прямо влияющих именно на симптомы аутизма.

Помощь детям с расстройствами аутистического спектра - это долгий, сложный процесс, в который активно вовлечены родители и специалисты различных профилей.

Советы для родителей ребенка с аутизмом или расстройством аутистического спектра:

Правила, которые необходимо выполнять при лечении ребенка, больного аутизмом:

  1. Помощь ребенку следует организовывать не только в лечебном учреждении, но и дома, в детском саду, на улице.
  2. Ребенка в первую очередь следует обучать навыкам, которые нужны ему в повседневной жизни.
  3. При организации помощи ребенку с аутизмом следует помнить, что главным является повторение.
  4. Родителям нужно отдыхать от лечения ребенка, так как это очень тяжело психологически – очень много заниматься с ребенком и не всегда видеть улучшения. Поэтому хотя бы раз в год родители должны уезжать на отдых.
  5. У ребенка должен быть точный распорядок дня, следует очень осторожно относиться к изменению обстановки и окружения, к которым привык ребенок.
  6. Возможно, знакомство и общение с родителями других детей с аутизмом поможет родителям справиться с возникающими проблемами в развитии и воспитании ребенка.
  7. При общении с ребенком необходимо убедиться в том, что Вы оказались в сфере его внимания, что он в той или иной мере готов к контакту с Вами.
  8. Мерой успеха следует принять преодоление существующих проблем и трудностей, а не приближение ребенка к идеалу.

 

Подготовила Авила О.Г., врач-реабилитолог, по материалам сайтов:

http://outfund.ru

http://аутизм-тест.рф/#symptoms-of-autism

http://solnechnymir.ru

http://www.sulamot.ru/autizm/autizm-u-detej.html

http://sensint.ru

свернуть

Стресс после родов

  • Как справиться со стрессом после рождения ребенка.

Никто не знает, как изменится Ваша жизнь, когда в ней появится маленький ребенок. Возможно, Вы думаете, что хорошо себе это представляете, и улыбаетесь безмятежно, когда друзья предупреждают Вас о бессонных ночах, о бесконечной смене подгузников и детском плаче. Пока Вы не приобретете собственного опыта, Вы не сможете понять, как это бывает. Женщины, которые раньше успевали до обеденного перерыва провести реструктуризацию многонациональной корпорации, теперь выглядят совершенно измотанными: к обеду они еще не оделись и не привели себя в порядок, а сбегать за молоком в ближайший магазин у них не хватает времени. Если это про Вас не думайте, что Вы одиноки, и материнство изменило подобным образом только Вашу жизнь. Конечно, это случается с большинством женщин, которые недавно стали мамами.

  • Восстановление после родов

Неудивительно, что родительство – это не бесконечный ковер из роз, как мы его себе, когда то представляли. Вы только что испытали сильнейший эмоциональный и физический стресс во время родов. Ваш гормональный фон стремительно меняется. Возможно, Вы восстанавливаетесь после хирургического вмешательства, наложением швов, страдаете от боли. При этом ВЫ пытаетесь наладить кормление грудью и постоянно не высыпаетесь. Папа малыша, возможно, тоже страдает от недостатка сна и испытывает чувство беспомощности, пытаясь совмещать работу и заботу о своей семье.

  • Жизнь день за днем

Повседневная жизнь с новорожденным может превратиться в хаос. У Вас не просто сливаются глаза от усталости – Вы даже не в силах переодеться, так как всякий раз, когда Вы собираетесь это сделать, малышу требуется срочно сменить подгузник. Вы хотите искупаться и наполняете ванну, но малыш начинает плакать. Когда малыш, наконец – то успокаивается – вода в ванной уже остыла. Вы как заняты кормлением грудью, что сами забываете позавтракать. Вы забываете даже, как Вас зовут.

Тем не менее, среди всей этой суматохи Вы вдруг четко осознаете, что, не имея практически никакого опыта, вы несете ответственность за жизнью вашего малыша, 24 часа в сутки и 7 дней в неделю обеспечивая ему питание, комфорт, уход и защиту. При этом вы должны показывать ребенка врачам и следить за его прибавкой в весе, обеспечивать малышу развивающие игры и занятия, готовить обед, стирать белье……. Неудивительно, что голова идет кругом.

  • Как с этим справиться

Первые дни с новорожденным малышом, в которые вы узнаете его и привыкаете к нему, могут оказаться очень напряженными, даже если вы продолжаете испытывать эмоциональный подъем после родов. Ответственность за ребенка и необходимость заниматься домашним хозяйством не позволяет вам расслабиться, отдохнуть, в полной мере ощутить радость материнства. Постепенно все наладится, войдет в спокойное русло. Если вы еще не испытываете сильный стресс, вы можете воспользоваться советами родителей, которые уже преодолели этот не простой период:

  • Выходите на прогулку

Короткая ежедневная прогулка в любую погоду поможет вам развеяться и не чувствовать себя запертой в четырех стенах. Иногда сборы на улицу могут показаться утомительными. Нужно одеться самой, одеть малыша, положить его в коляску, надеть на коляску дождевик, если идет дождь.

Тем не менее, свежий воздух и небольшая пешая прогулка обязательно улучшат ваше настроение и самочувствие.

Малышу, безусловно, прогулка также пойдет на пользу.

  • Не пытайтесь делать все сразу

Некоторые мамы испытывают чувства вины из – за того, что они не успевают положить белье в стирку или заправить постель. Не стоит излишне беспокоиться по этому поводу. Лучше провести побольше времени с малышом, радуясь общению, чем переживать по поводу стирки пеленок. Попробуйте каждый день писать список из десяти самых важных дел, которые необходимо сделать сегодня. Вычеркивайте дела по мере их выполнения, но не переживайте, если на что-то не хватило времени. Помните в первые недели жизни малыша не стоит уделять слишком много внимания поддержанию порядка в доме. Малышу все равно, есть ли крошки под тостером или нет.

  • Найдите компанию

Многие женщины, посещавшие занятия в школах для беременных, продолжают общаться после рождения малышей. Молодые мамы делятся опытом, обсуждают радости и проблемы материнства, предоставляя деткам возможность побыть в компании. Если вы не знакомы с другими родителями, которые живут в вашем районе, вы можете записаться в родительский клуб и там пообщаться с другими мамами и папами.

Вероятно, вы переживаете по поводу следов от грудного молока на одежде, а также постоянных мешков и темных кругов под глазами. Вы можете думать, что другие мамы более спокойны, держат свои эмоции под контролем и управляются со всеми делами намного лучше вас, но это до тех пор, пока вы не обнаружите, что есть мамы еще более растерянные, чем вы, есть малыши, которые спят еще хуже, чем ваш. Так что вы можете начать делиться опытом с другими родителями, которые испытывают те же трудности что и вы.

Спросите у педиатра, может быть он знает о каких – ни будь занятиях для молодых родителей, которые проходят в вашем районе. Постарайтесь найти для себя круг общения, чтобы обсуждать актуальные вопросы материнства. Многие молодые мамы страдают от одиночества. Подружитесь с более опытными родителями, они поддержат вас и дадут более ценные советы.

  • Принимайте помощь

Если родственники или друзья предлагают свою помощь – сходить в магазин или погладить белье – никогда не отказывайтесь. Если к вам пришли гости, не стоит самой суетиться на кухне. Попросите гостей налить чаю и поухаживать за вами.

  • Уделяйте время себе

Старайтесь спать, тогда, когда спит малыш. Не пренебрегайте этим ценным советом. Впрочем, если вы не можете расслабиться и уснуть, уделяйте время себе и занимайтесь чем - ни будь приятным. Не тратьте каждую свободную минуту на домашние дела. Можно полежать в ванне, почитать книгу или поболтать с подружкой по телефону. Все это поможет вам восстановить силы и преодолеть стресс.

  • Жизнь налаживается

Очень скоро все начнет налаживаться. Вы научитесь ухаживать за малышом, привыкните к нему и узнаете, что ему нравится, а что нет. Первое время после родов вы будите привыкать друг к другу. Но вскоре жизнь войдет в привычное русло, установится режим дня. Вы сможете строить планы на несколько дней вперед. Походы по магазинам, визиты в поликлинику и походы в гости уже не будут для вас проблемой. Жизнь с малышом станет более организованной.

Хотя с появлением малыша на свет все в вашей жизни изменилось, стрессы и переживания этих первых недель не будут длиться вечно. Если у вас с малышом еще не наладилась размеренная жизнь, то это пройдет очень скоро.

Я надеюсь, что материнство принесет вам много радости, и общение с малышом подарит много не забываемых моментов.

 

Инструктор валеолог Наталия Александровна Дудяк

УЗ «19-я городская детская поликлиника»

свернуть

Как преодолеть табачную зависимость

Распространение табакокурения в мире имеет форму эпидемии и является глобальной проблемой для человечества, так как воздействие табачного дыма - это одна из причин смерти, болезней и инвалидности большого числа людей. Последствия вредной привычки ежегодно приводят к смерти около 6 миллионов человек в мире (из них 600 тысяч пассивных курильщиков). По данным Евросоюза 19000 некурящих умирают ежегодно из-за пассивного курения. По прогнозам экспертов ВОЗ к 2020 году табак станет основной причиной смерти 10 млн. человек ежегодно.

С курением связано до 40% смертей от ишемической болезни сердца, до 30% - от онкологических заболеваний. Курение значительно увеличивает риск развития болезни Альцгеймера. По расчетным данным ежегодно в Республике Беларусь лишаются жизни вследствие этой привычки 15500 человек, в том числе 15000 мужчин и 500 женщин. Для сравнения в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно гибнет около 2000 человек.

Курение является одной из самых частых причин смерти, которую человек в силах предотвратить. Но, к сожалению, многие курильщики не верят, что можно самостоятельно бросить курить, а есть и такие курильщики, которые откладывают отказ от курения на более поздний срок, считая, что их организму уже причинен непоправимый вред и поэтому бросать курить уже просто бессмысленно. Это далеко не так. Вред, причиняемый организму курением, усугубляется с каждой новой выкуренной сигаретой. Чем раньше человек начал курить, тем большему риску он будет подвергаться впоследствии, и чем быстрее человек бросит курить, тем соответственно лучше будет эффект.

Отказ от курения сразу же оказывает на здоровье человека положительное влияние. Риск развития серьезной болезни начинает снижаться почти сразу, дыхание улучшается очень быстро, бросившие курить станут менее подвержены приступам кашля и развитию инфекций.

Если люди бросают курить до развития у них онкологических заболеваний, серьезных осложнений со стороны сердца или болезней легких, то им в основном удается избежать риска преждевременной смерти.

Ежегодно тысячи курильщиков расстаются с этой привычкой навсегда. Некоторые из них, это могут сделать самостоятельно, а те, кто не в силах это сделать, мы советуем обратиться к врачу-специалисту.

В настоящее время на базе наркологических диспансеров уже функционируют и будут открываться и в дальнейшем кабинеты по лечению табачной зависимости.

В арсенале врача-специалиста в настоящее время имеется целый ряд средств и методик, чтобы помочь лицам, которые хотят бросить курить. Лечение проводится анонимно

Среди них следующие:

1. Никотин содержащие жевательные резинки (антиникотиновая плёнка, никотиновый пластырь и др.) их применение увеличивает в два раза шансы на полное излечение от курения;

При употреблении жевательной резинки нужно соблюдать следующие советы врача-специалиста:

  • пользуйтесь ей вместо, а не параллельно с курением сигареты;
  • каждую пастилку (резинку) можно жевать 20-30 минут;
  • перестать жевать, если вы почувствуете легкое головокружение, если у Вас начнется икота, или если вкус жевательной резинки покажется вам слишком резким;
  • жевательная резинка может казаться Вам неприятной на вкус в течение нескольких дней, но не беспокойтесь, Вы привыкнете к этому.

Применение жевательной резинки рекомендуется в течение 3-4 месяцев периода отвыкания от курения.

Если жевательная резинка применяется без соблюдения правил, указанных в инструкции, и без соответствующего наблюдения, эффективность такого применения, вероятно, будет не очень высока.

2. Методы рефлексотерапии (аурикотерапия, корпоральная иглотерапия).

Проводится он обязательно с применением золотых и серебряных игл для того, чтобы можно было получить в разных акупунктурных точках ушной раковины разность электрических потенциалов, т.к. на введенных в тело золотых иглах потенциал в 6,5 раз выше, чем на серебряных. Применение золотых и серебряных игл позволяет естественным путем создавать в аурикулярных акупунктурных точках оптимальную величину электрического потенциала, свойственную каждому индивидуально и в связи с этим эффективность лечения резко возрастает.

У 20% людей «рефлекс курильщика» стирается. Полный курс лечения состоит из пяти процедур и общий эффект лечения приближается к 90%.

3. Лекарственные средства. Назначаются различные химические препараты: Анабазина гидрохлорид, варениклин, цитизин, гамибазин, табекс, пропранолол, церера (гомеопатическое средство), препараты валерианы, лобелин, клонидин, пирроксан и др.; пищевые добавки (антиник, коррида, никомель) заменители сигарет (ингалятор Никоретте).

4. Психотерапевтические методы - внушение, аутогенная тренировка, парадоксальная дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н. и др.

Если Вы решили бросить курить, попробуйте воспользоваться следующими советами:

  1. Установите дату, когда Вы реально сможете отказаться от сигарет.
  2. Найдите себе дело, которое отвлечет Вас в первые несколько дней.
  3. Уберите все пепельницы, сигаретные пачки, спички и зажигалки.
  4. Пейте достаточное количество воды и держите стакан рядом с собой, чтобы Вы могли постоянно понемногу пить из него в течение всего дня.
  5. Больше активности – это поможет Вам расслабиться. Отправьтесь в тренажерный зал, на прогулку или поплавайте.
  6. Рассуждайте оптимистично - ощущения, возникающие при отказе о т никотина, неприятны, но они являются знаком, что Ваше тело восстанавливается. Они пройдут через неделю-другую.
  7. На время измените свои ежедневные привычки: выберете новый маршрут, где не продают сигареты. Если Вы всегда курите с друзьями в кафе во время обеда, то проведите это время где-нибудь в другом месте.
  8. Не ищите повода закурить вновь: стрессовая ситуация или праздник – не причина того, чтобы вернуться к старой привычке.
  9. Порадуйте себя: на деньги, которые раньше уходили на сигареты, купите себе что-нибудь особенно приятное и желанное.
  10. Следите за тем, что Вы едите. Выбирайте фрукты вместо калорийных закусок, если Вы чувствуете желание пожевать что-нибудь между приемами пищи.
  11. Оглянитесь и вспомните, что каждый день, свободный от сигарет, приносит пользу Вашему здоровью, Вашей семье и Вашему карману.
  12. При отказе от курения надо быть настойчивыми, и только тогда можно будет побороть эту вредную привычку.
  13. Начните новую жизнь. Мир прекрасен и без табака.

 

Заведующий сектором наркологии ГУ «РНПЦ психического здоровья», канд. мед. наук              В.П.Максимчук

свернуть

Что такое диабет?

Всемирный день диабета отмечается 14 ноября в день рождения первооткрывателя инсулина канадского ученого Фредерика Бантинга, который совместно с другими учеными был удостоен в 1923 году Нобелевской премии. С открытием инсулина наступила новая эра в истории эндокринологии, поскольку удалось найти лекарство от ранее неизлечимой болезни и спасти жизнь сотням миллионов людей.

Рост распространённости сахарного диабета представляет собой реальную угрозу во всём мире. По имеющимся данным, сахарным диабетом страдает более 422 миллионов пациентов во всём мире, из них более 199 миллионов женщин. По прогнозам, к 2040 году число женщин с диабетом возрастет до 313 миллионов. Две из пяти женщин с диабетом (более 60 миллионов) имеют репродуктивный возраст. Диабет является девятой ведущей причиной смертности женщин во всем мире, ежегодно умирают от диабета 2,1 миллиона женщин. Женщины с сахарным диабетом 2 типа почти в 10 раз чаще страдают ИБС. Женщины с диабетом 1 типа имеют повышенный риск раннего выкидыша или рождения ребенка с пороками развития. Именно поэтому в 2017 году по инициативе Всемирной организации здравоохранения и Международной Диабетической Федерации темой Всемирного дня диабета станет «Женщины и диабет - наше право на здоровое будущее». Международная Диабетическая Федерация выступила инициатором проведения диабетическим сообществом всемирной кампании, направленной на то, чтобы все члены ООН обратили внимание на проблему сахарного диабета у женщин, на специфические нужды беременных и девочек-подростков.

В Республике Беларусь на конец 2016 года зарегистрировано 303 322 пациента с сахарным диабетом (65% женского пола), из них 18 550 страдают диабетом 1 типа, включая 2 095 детей. За последние 20 лет отмечается рост больных сахарным диабетом в 2,8 раза, при этом первичная заболеваемость с 1995 по 2016 г. выросла в 4,4  раза – с 69,6 %000 до 312,72%000. Учитывая значительный рост пациентов с сахарным диабетом 2 типа, наблюдение до назначения им инсулинотерапии в настоящее время осуществляется врачами-терапевтами участковыми (врачами общей практики) в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республике Беларусь от 12.08.2016 г. №96 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения диспансеризации».

На основании существующей нормативно-правовой базы пациенты с сахарным диабетом – граждане нашей страны, обеспечиваются инсулином и таблетированными глюкозоснижающими лекарственными средствами бесплатно за счет средств республиканского (инсулины) и местного (таблетированные препараты) бюджетов. Определение потребности в инсулинах и других лекарственных средствах для лечения сахарного диабета, а также мониторинг осложнений заболевания осуществляется с учетом данных республиканского регистра «Сахарный диабет». Пациенты с сахарным диабетом обеспечиваются государством средствами введения инсулина и самоконтроля уровня глюкозы в крови (тест-полоски, глюкометры).

В Республике Беларусь генно-инженерные инсулины отечественного производства обеспечивают потребность пациентов на 88,6%. Приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.10.2017 г. №1196 расширены показания для назначения аналогов инсулина, в том числе отечественного производства (Гларгин). Дополнительно аналоги инсулина получат пациенты с сахарным диабетом 2 типа, перенесшие инфаркт миокарда или инфаркт мозга, а также пациенты с сахарным диабетом 1 типа с выраженными стадиями хронических осложнений.

В рамках реализации Национальной программы Демографической безопасности проведено оснащение всех областных эндокринологических диспансеров (отделений) системами длительного мониторирования уровня гликемии (CGMS).

В Республике Беларусь активно внедряется метод помповой инсулинотерпии для детей с сахарным диабетом, пациентов с сахарным диабетом 1 типа трудоспособного возраста, а также беременных с сахарным диабетом 1 типа.

Для лечения трофических язв у пациентов с сахарным диабетом активно применяется человеческий рекомбинантный эпидермальный фактор роста Эберпрот-П, созданный с помощью методов генной инженерии на производстве «Manufacturer Center for Genetic Engineering and Biotechnology», Куба.

Увеличение продолжительности жизни и снижение летальности пациентов с сахарным диабетом в нашей стране является результатом внедрения комплексного подхода в организации медицинской помощи населению республики. Одним из важных направлений современной диабетологии в нашей республике является обучение в «Школе диабета». В Республике Беларусь функционируют 229 стационарных и амбулаторных «Школ диабета», в которых ежегодно по унифицированной программе, утвержденной Министерством здравоохранения, проходит обучение около 50 тысяч пациентов. Система обучения в Республике Беларусь, сформировавшаяся с начала 90-х годов прошлого столетия, получила высокую оценку Всемирной организации здравоохранения и Международной федерации диабета и рекомендована в качестве примера для государств европейского региона.

В результате принимаемых мер на государственном уровне отмечается положительная динамика ряда демографических показателей. Так, по данным республиканского регистра «Сахарный диабет» за весь период существования базы данных (2007-2016 гг.) средний возраст на момент смерти (средняя продолжительность жизни) у пациентов с сахарным диабетом 2 типа составил при СД 2 типа - 72,8 года (у мужчин 70,0 лет, у женщин – 74,6 года), что выше общепопуляционных показателей. Летальность пациентов с СД за последние 10 лет снизилась в 1,4 раза: с 4,7 до 3,3 на 100 пациентов.

Среди приоритетных направлений в развитии диабетологической помощи Республики Беларусь – улучшение преемственности в работе со смежными специалистами (терапевтами, педиатрами, врачами общей практики), информирование широких слоев населения о факторах риска, возможностях профилактики и раннего выявления заболевания, диагностики и профилактики хронических осложнений, повышение мотивации  пациентов к самоконтролю в рамках системного обучения в «Школе диабета», использование современных медицинских технологий в диагностике, лечении и наблюдении пациентов.

 

Главный внештатный эндокринолог Министерства здравоохранения                               В.В. Валуевич

Главный внештатный детский эндокринолог Министерства здравоохранения                  А.В. Солнцева

свернуть

Какие рекомендации при перелете в самолете с детьми

Длительные перелеты с детьми – это настроение родителей.

Летать на большие расстояния, наверное, первый раз всегда сложный. Потому что вы сами пока еще опасаетесь длительного перелета.

Но по итогу, перелет ребенок переносит легче, чем вы сами.

Если летать регулярно, то ребенок приспосабливается.

Главное, в длительных перелетах с детьми – это настроение родителей, их готовность помочь ребенку как можно легче перенести тяготы поездки.

Полезно также знать некоторые нюансы, которые существенно сэкономят вам силы и нервы.

Малыши до года.

У большинства авиакомпаний малыши до 2 лет летают бесплатно, но предполагается, что ребенок сидит на коленях у родителей.

Если ребенок совсем маленький, чаще всего у авиакомпании можно заказать люльку, она предназначена для детей до 9 кг.

В таком случае лучше всего брать места в первом ряду или в начале салона, или у аварийных выходов. Там пространство между сиденьями больше, и эти  места считаются более безопасными.

У некоторых авиакомпаний есть возможность перевозить ребенка в своих собственных креслах или переносках. О размере и типе кресла лучше уточнить заранее. Многие берут с собой специальные  надувные матрасы. Тоже отличный вариант. Во время взлета и посадки у малышей часто закладывает уши, поэтому, если малыш на грудном вскармливании, приложите его к груди.

Также можно предложить соску или бутылочку с водой/компотом. На борт самолета можно проносить в ручной клади детское питание, печенье, крекеры, необходимую жидкость для малыша.

Любую смесь и формулу вам поможет приготовить стюардесса, а при необходимости она же и присмотрит за малышом, если вам нужно отойти в туалет.

Когда вы летите первый раз, бортпроводница практически вам поможет с ребенком, принесет ему игрушки, всякие «развивашки».

Обязательно возьмите с собой запасной комплект одежды и белья, памперсы, салфетки, присыпки и т.д.
Прогулочную коляску/трость можно брать с собой до трапа самолета, только предварительно сообщив об этом во время регистрации на рейс.

В таком случае коляску заберут прямо перед посадкой на самолет и поднесут к выходу сразу же после посадки.

Семьи с детьми проходят на борт вне очереди. Допустимый вес коляски лучше также уточнить заранее на сайте авиакомпании.

Дети старше года.

Детям постарше уже намного интереснее летать на самолете, смотреть в окно, знакомиться с попутчиками и просто рассматривать все вокруг. Но хватает этого задора ненадолго, поэтому задача родителей взять с собой в дорогу любимые игрушки малыша (небольшого размера). Подходят раскраски, книги, наклейки, небольшие настольные игры.

Для своего ребенка формируйте небольшую сумочку-сюрприз, где всегда его ждала новая маленькая машинка, наклейки любимых героев, карандаши, пара воздушных шариков (особенно хорошо надувать при закладывании ушей), куча разных мелочей, которые ребенку интересно рассматривать и изучать.

Пусть у ребенка будет своя ручная кладь в виде чемодана на колесиках с его вещами и игрушками, это сделает его пребывание в аэропорту и сам перелет более увлекательным.
Одеваться в самолет стоит удобно, чтобы ребенку было комфортно, можно на борт взять с собой тапочки. Обратите внимание на то, как одет ваш малыш, возьмите кофточку в случае, если на борту будет холодно и майку, если жарко.

Во время перелетов на длительные расстояния в самолете выдают пледы и подушки. Не забудьте взять нужные лекарства себе и ребенку (жаропонижающие, обезболивающие, от расстройства желудка и т.д.) В самолетах, предназначенных для длительных перелетов, в сиденья встроены небольшие компьютеры, наполненные последними фильмами и мультфильмами, разными играми и развлечениями, что также делает перелет более разнообразным. Также во время длительного перелета очень важно вставать и ходить по самолету.
Очень часто у разных авиакомпаний перед полетом для ребенка можно заказать еду, выбрав ее из детского меню.

Практически каждая авиакомпания, независимо от длительности перелета дарит ребенку фирменный подарок: это могут быть как фирменные тапочки, так и увлекательные игры, журналы, самолетики и т.д.

Если между пересадками большое время ожидания, желательно брать гостиницу.

В международных аэропортах прямо внутри обычно есть гостиницы. В комнатах хорошая звукоизоляция.

Когда время ожидания превышает 12 часов, например, на корейских авиалиниях, гостиницу вам предоставят бесплатно.

И не переживайте по поводу временных зон – дети адаптируются очень легко.

Золотое правило – если вы прилетаете утром, никогда  не ложитесь спать, лучше положите ребенка раньше вечером, но он сразу войдет в режим. Я не бойтесь летать!

Конечно, это стресс для человека, особенного маленького, поэтому родители должны очень хорошо продумать и организовать свою поездку, чтобы перелет навстречу новым приключениям прошел как можно легче и интереснее.

И последний совет – не волнуйтесь, дети все чувствуют и перенимают наши страхи и волнения.

 

УЗ «19-я городская детская поликлиника». Врач педиатр участковый (заведующий) Екатерина Владимировна Венжицкая

свернуть

Что такое иглорефлексотерапия

Иглоукалывание – это воздействие иглами на рефлекторные точки.

По мнению китайских  целителей, эти точки находятся на каналах, по которым циркулирует «жизненная энергия» ци. Этот метод китайской традиционной медицины имеет и другие названия: терапия чжень-цзю, иглорефлексотерапия.

Иглоукалывание для детей возможно с месячного возраста, к нему прибегают при неврологических отклонениях и перинатальной энцефалопатии. Конечно же, лечение заключается не только в иглоукалывании, но и в серьезном медикаментозном лечении.

После года показаниями к иглоукалыванию могут быть: заболевания желудочно-кишечного тракта, аллергические реакции, различные неврозы, вегето-сосудистая дистония, неврозы, ДЦП и т.д.

Иглоукалывание стимулирует  высвобождение в головном мозге гормона эндорфина, что приводит к быстрому подавлению боли, снятию болевых ощущений. Это свойство сделало иглорефлексотерапию популярным способом лечения различных заболеваний, вызывающих острую боль (например, хронические головные боли, радикулит и другие боли в спине, боли в суставах при артрите).

Воздействие специальными иглами (иглоукалывание), прижиганиями и точечным массажем на биологически активные точки (каждая точка на коже связана с каким-либо внутренним органом) способно активизировать собственные резервные, восстановительные процессы в организме, повысить иммунитет, переломить течение болезни.

Показания к применению иглоукалыванию:

  • аллергических ринитах (включая сенную лихорадку);
  • бронхиальная астма; 
  • тугоухость; 
  • невроз;
  • заикание;
  • энурез;  
  • разных видах депрессий;
  • первичных нарушениях менструального цикла;
  • заболеваниях желудка (язве, спазмах, остром и хроническом гастрите);
  • инсультах;
  • лицевых болях;
  • головных болях; 
  • первичных гипертензиях и гипотензиях;
  • лейкопении;
  • плечевых артритах; 
  • ревматоидных артритах; 
  • воспалении седалищного нерва.

Противопоказания к иглоукалыванию:

Абсолютные опухоли. Так как один из эффектов иглотерапии связан с улучшением кровообращения и стимуляцией организма, это может подстегнуть злокачественный процесс. Поэтому такие заболевания иглотерапией не лечатся.

Что касается доброкачественных опухолей — миом, липом (жировиков), и т.п.— у нас есть опыт лечения таких состояний. Заболевания крови.   Иглотерапия противопоказана при всех видах лейкозов и гемофилии. Психические заболевания. Иглотерапия у таких пациентов может спровоцировать сильное психическое возбуждение, неадекватную реакцию на процедуры. Одна из причин — страх перед незнакомыми людьми. А даже та незначительная болезненность, которую вызывает введение игл, может вызвать приступ или обострение психического расстройства. Тяжелые инфекции - СПИД, гепатит, туберкулез, венерические заболевания. Все  эти инфекции опасны, из-за риска заразить  как врачей, так и пациентов.

Врач рефлексотерапевт  Устяновская Илона Станиславовна

свернуть

Что такое аденоиды и как с ними бороться?

Гипертрофия аденоидов. Что такое аденоиды и как с ними бороться?

Исходя из опыта работы детским оториноларингологом, могу сказать, что огромное количество времени и внимания забирают на себя родители, которые жалуются на то, что их чадо постоянно «шмыгает» носиком, храпит «как взрослый мужик», а сопли «льются ручьём» круглый год. И, конечно же, такие родители всегда просят посмотреть их ребёнку аденоиды и всенепременно посоветовать какую-нибудь чудодейственную таблеточку или капельки, которые сразу же избавят их от всех проблем.

В первую очередь необходимо разобраться с тем, что же такое аденоиды?

У каждого человека в норме есть так называемое лимфоаденоидное кольцо. В него входят нёбные миндалины, которые мы легко можем увидеть у себя в виде розовых шариков, если широко откроем рот и посмотримся в зеркало. Практически точно такая же миндалина находится и в носоглотке у детей (у взрослых встречается крайне редко), но увидеть её без специальных инструментов не представляется возможным. Если ребёнок часто болеет насморком, простудными заболеваниями, а также более серьёзными инфекциями, которые поражают слизистую оболочку верхних дыхательных путей и миндалин (ангины, корь, скарлатина, инфекционный мононуклеоз, грипп и т.д.), носоглоточная миндалина не успевает восстановиться в размерах, её ткань разрастается (это называется гиперплазией или гипертрофией). И вот такая увеличенная носоглоточная миндалина называется аденоидами.

В каком возрасте дети чаще болеют аденоидами?

Аденоиды чаще всего встречаются у детей в возрасте от 3 до 6 лет. Конечно, бывают случаи, когда родители сталкиваются с такой проблемой и у годовалых детей, но это встречается крайне редко. Как правило, после 6-7 лет аденоиды расти перестают. Растёт ребёнок, растёт его носоглотка, а аденоидные вегетации остаются при своём объёме. В подростковом возрасте во время гормональной перестройки организма, аденоиды и вовсе уменьшаются.

Как проявляется увеличение аденоидов?

Чаще всего родители на приём отоларинголога приходят с жалобами на то, что ребёнок плохо дышит носиком, а ночью храпит. Действительно, это самые частые симптомы увеличенных аденоидов. За счёт того, что увеличенные аденоиды могут прикрывать слуховую трубу (она как раз открывается в носоглотке, связывая нос и среднее ухо), такие дети часто болеют острым средним отитом, иногда развивается дисфункция слуховой трубы, а порой даже экссудативный отит (когда в среднем ухе формируется жидкость, которая не может сама выйти через слуховую трубу из-за её закупорки). Если ребёнок перестаёт дышать носом днём, постоянно дышит ртом, у него изменяется прикус, может даже меняться форма лица (т.н. аденоидный тип лица), нужно обязательно показаться врачу-отоларингологу.

Как можно посмотреть аденоиды?

Существует несколько способов оценить размеры и состояние носоглоточной миндалины. Самый старый способ – пальцевое исследование – наименее приятный, часто даже болезненный, но позволяющий оценить консистенцию миндалины. В современной медицине используется крайне редко. Достаточно информативным методом является рентгенография носоглотки, которая позволяет достаточно объективно оценить размеры аденоидов, однако имеет минус – лучевое воздействие на человека (самый частый метод исследования в нашей стране). Более информативный, но и более дорогостоящий метод – компьютерная томография (у нас в стране только для определения размеров аденоидов не проводится). С приходом высоких технологий и эндоскопического оборудования в арсенале отоларинголога появился и такой метод, как эндоскопическое исследование. Метод во всём мире считается «золотым стандартом» в исследовании носоглотки. У врача есть возможность своими глазами рассмотреть всю носоглотку, носоглоточную миндалину, устья слуховых труб, оценить работу слуховой трубы, размеры и состояние аденоидов и т.д. При наличии всех этих методов исследования, никуда не уходят и никуда не уйдут в силу своей простоты и эффективности передняя (врач оценивает размер аденоидов через нос с помощью обычного носового зеркала) и задняя риноскопия (с помощью специального носоглоточного зеркала).

Сколько есть степеней развития аденоидов?

Существует 3 степени увеличения аденоидов.

При первой степени носоглоточная миндалина прикрывает лишь верхнюю треть сошника или носовых ходов (как правило, при первой степени ребёнка ничего не беспокоит).

При второй степени носовые ходы или сошник закрыты уже на 2/3 (ребёнка могут беспокоить частая заложенность носа, частые простудные заболевания, отиты, снижение слуха, храп и др.).

При третьей степени сошник закрыт полностью (ребёнок не способен дышать носом, постоянное ротовое дыхание, изменение прикуса, аденоидный тип лица и т.д.). Определить степень развития может только врач-оториноларинголог с помощью одного из вышеописанных методов. Для того, чтобы объективно оценить истинные размеры аденоидов, ребёнок должен быть полностью здоров, а с момента выздоровления после перенесенного заболевания должно пройти минимум 2 недели.

Как и чем вылечить аденоиды?

Сами аденоиды вылечить нельзя, т.к. аденоиды – это, по сути, анатомическое образование. Можно вылечить их острое воспаление – аденоидит, можно полностью удалить аденоиды (операция называется «аденотомия»), а также можно облегчить состояние ребёнка с аденоидами, постараться помочь «перерасти» с помощью консервативного лечения (лекарствами, без операции). Сегодня современная медицина позволяет многим детям с гипертрофированной носоглоточной миндалиной справиться без операции. С каждым годом показаний для операции становится всё меньше. На сегодняшний день основными показаниями для удаления аденоидов остаются – ночное апноэ (остановки дыхания во время сна), изменения прикуса и/или аденоидный тип лица (однако аденоиды не всегда являются причиной таких проблем), стойкое снижение слуха (чаще при экссудативном среднем отите) при отсутствии выраженного эффекта от консервативной терапии в течение 3 месяцев от начала заболевания.

Страшно ли удалять аденоиды?

Аденотомия – это операция, которая должна проводиться в плановом порядке. И только тогда, когда ребёнок полностью здоров. Бояться операции не нужно – последствия от аденоидов бывают гораздо опаснее. В современном мире аденотомия проводится чаще под общей анестезией, поэтому ребёнок к вечеру после операции чувствует себя превосходно, готов бегать и играть, а через пару дней и вовсе забывает о том, что ему что-то делали. Как правило, после удаления аденоидов никаких специфических рекомендаций, кроме исключения из питания некоторых продуктов, нет.

К сожалению, никто ещё не придумал ту самую чудодейственную таблетку или капельки, которые вмиг вылечат от аденоидов или постоянных соплей. Каждому ребёнку лечение должно подбираться индивидуально. Зачастую после первого осмотра это сделать очень трудно. Такие дети требуют целого комплекса мероприятий: кроме отоларинголога обязательно нужно пообщаться со своим педиатром, а если необходимо, то и с иммунологом (далеко не всегда ребёнок часто болеет из-за аденоидов), аллергологом и другими специалистами. Кроме всего этого сами родители должны хорошенько поработать – нормализовать режим дня и питания для своих детей, сделать так, чтобы ребёнок дышал правильным воздухом (оптимальные параметры – влажность – 60 - 70%, температура – около 18°С), научиться почаще гулять на свежем воздухе, закаливаться и т.д.

И при соблюдении всех рекомендаций Ваш ребёнок обязательно будет здоров!

 

Врач-оториноларинголог Комса Александр Иванович

свернуть

Что делать при при экссудативных отитах

Гимнастика слуховых труб при экссудативных отитах

Слуховая труба - небольшой канал, который соединяет среднее ухо с задней частью носа и верхней частью горла (носоглоткой). Его задачей является выравнивание давления воздуха в среднем ухе с давлением за ее пределами.

Дисфункция слуховой трубы возникает, когда канал не открывается при глотании или      зевании.

Причиной дисфункции слуховой трубы могут быть:

  • Заложенность носа;
  • Простуда и другие инфекции верхних дыхательных путей;
  • Инфекции уха или носовых пазух;
  • Узкая слуховая труба;
  • Наличие лимфоидной ткани, блокирующей слуховой канал (аденоиды);
  • Опухоли (у взрослых).

Данный комплекс упражнений способствует открытию слуховой трубы и тем самым улучшает ее функцию:

  1. Максимальное высовывание языка, движение языка вперёд - назад и в стороны.
  2. Зевание.
  3. Движение нижней челюстью.
  4. Пустой глоток с открытым ртом.
  5. Пустой глоток с закрытым ртом и зажатым носом; глоток жидкости с зажатым носом.
  6. Пользование жевательной резинкой, так как при жевании её совершаются более частые глотательные движения.
  7. Периодическое сосание леденцов повышает слюновыделение и частоту глотательных движений.
  8. Различные варианты самопродувания ушей: вдох одной ноздрёй и выдох другой; продувание воздуха через сомкнутые губы; выдох с закрытым ртом и носом, направляя поток воздуха в нос; попытка выполнить вдох через нос с закрытым носом и ртом
  9. Надувание носом шариков

 Будьте здоровы!

 

Врач оториноларинголог Шурова Анастасия Александровна

свернуть
поделиться в: