НАРКОТИКИ И СЕМЬЯ

Издавна предпринимались попытки понять, почему люди приводят себя в состояние одурманивания и опьянения, что заставляет их добровольно принимать наркотики. Современные ученые изучают причины возникновения наркотической зависимости и выделяют три группы факторов наркотизации: социологические, включающие влияние общества и семьи, биологические, объясняющие склонности к злоупотреблению особой предрасположенностью, и психологические, рассматривающие особенности и отклонения в психике.

В детском и подростковом возрасте происходит формирование личности, становление характера. От того, как сложится этот период в жизни человека, зависит его личностная позиция по отношению к окружающему миру. Как правило, именно проблемы в семье толкают ребенка в «группу риска», создают почву для обращения ребенка к наркотикам.

Дети с грузом неблагоприятных жизненных событий отличаются сниженной самооценкой, комплексами неполноценности, переживают чувство мести и ненависти к родителям и учителям, не желающим понять их. Не имея возможности объяснить дурное к себе отношение, они обращаются к спиртному, наркотикам, попыткам самоубийства. Отвержение, холодность, отсутствие тепла и ласки со стороны родителей сначала травмируют ребенка, а затем ожесточают его, подталкивают к «другой жизни», в общество, где он будет понят, принят, где его не осудят. Даже в благополучных семьях родители часто неспособны обеспечить достаточно внимания проблемам ребенка. Родителям важно понять, что он нуждается не только в заботе о пище, здоровье и учебе, но не менее, и даже более, в организации его свободного времени, в поддержании интереса к окружающему миру. Известно, что, чем выше культурный уровень семьи, чем интереснее и спокойнее ребенку дома, тем позже он уходит из-под влияния взрослых, тем больше он доверяет жизненным ценностям родителей, тем реже попадает под власть сиюминутных впечатлений и развлечений, предлагаемых ему «на улице», тем менее подвержен влияниям моды. Но даже если ваша семья — самая гармоничная, ваш ребенок окружен заботой и вниманием, хорошо учится, читает книги, занимается спортом, уважает старших, одним словом, если вы «абсолютно уверены» в благонадежности вашего ребёнка, это вовсе не значит, что он не столкнется с наркотиками.

Встреча с наркотиками может быть случайной, в определенной ситуации, вызванной временными потребностями, например, «пробование» в компании сверстников с познавательными целями. Ребенка, попробовавшего наркотик в первый раз, не стоит записывать в наркоманы. Важно, не откладывая, внушить ему, что все тяжелобольные наркоманией начали свой скорбный путь с простого любопытства. Подростковый возраст с его неустойчивой самооценкой и эмоциональной уязвимостью — наиболее опасное время для приобщения к наркотикам. Если психически здоровая личность реагирует на стресс собранностью, активностью, приспосабливаясь к экстремальной ситуации, то у подростков со слабой и подорванной психикой стресс оборачивается подавленностью и невротическим поведением.

Каждая семья должна для себя решить, что она может противопоставить этому, манящему своей запретностью, увлечению, какое оружие она смогла бы дать в руки своему ребенку, который, так или иначе, столкнется с подобными соблазнами.

От молодых людей иногда можно услышать фразу: «Моя жизнь интересна и полна впечатлений, мне не нужны наркотики».

Достаточно ли вы, уважаемые родители, сделали для того, чтобы ваш ребенок сказал то же самое?


Инструктор валеолог Наталия Александровна

поделиться в: